Умственная разминка
«Поистине, одна из самых радостных вещей, которые я делаю в подготовке к выступлению, является разогрев, или разминка», отметила оперная певица Джесси Норман в своей книге 2014 года «Встань и пой!».
Танцоры и барабанщики, певцы и пловцы, все спортсмены регулярно разминаются перед своими выступлениями. Должны ли мы тоже иногда устраивать себе разминку до погружения в творческую деятельность? Поможет ли это нам более эффективно мыслить и действовать? И почему это так важно?
Одним из перспективных видов психологической разминке творческий подход к нашим представлениям о новых способах использования известных предметов, например, кирпича или стула. Когда мы пытаемся придумать новые правдоподобные способы «альтернативного использования» объекта, мы опираемся на широкое разнообразие стратегий для генерации идей.
Особенно на первых порах, мы часто рассматриваем в нашей памяти различные способы, в которые мы использовали объект, или наблюдали, как другие его использовали. Может кирпич служить в качестве подставки? Или как крепкая поддержка для стеллажа?
Поскольку мы продолжаем думать, мы можем представить себе предмет или мысленно прикоснуться к нему, разделить его на части или разрушить. Если мы возьмем разрушенный кирпич, то сможем ли мы использовать его фрагменты для мозаики? Или (с большим количеством кирпичей) использовать фрагменты, чтобы обсыпать ими новую пожарную яму или площадку для барбекю?
Перемещаясь в абстракции, мы могли бы попытаться подсказать себе более широкие категории возможных применений. Можно ли кирпич использовать для общения, например, написать им что-то не песке или снеге? Или для приготовления пищи, в качестве средства для сохранения тепла пищи? Или, возможно, для очистки, например, в качестве абразивного скраба для удаления жевательной резинки с открытых поверхностей, например, пешеходной дорожки?
На основе исследований психологов, люди, которые использовали эту технику разминки всего 10 минут, обретали большую гибкость и проницательность в решении проблем. Психологи обнаружили, что участники, которые впервые использовали альтернативные подходы к решению задач, более часто после этого обнаруживали ответы к развязыванию головоломок, и достигли более высоких результатов в испытаниях уровня визуально-пространственного мышления. Те, кто использовал разминку, превзошли людей, которые выполняли простую задачу на основе ассоциаций, или людей, которые ничего не делали вообще.
Что все это значит?
Наш мозг не являются статичным и неподвижным. Многое зависит от того, что именно мы просим наш мозг сделать или выполнить. Многоцелевые области мозга, такие как префронтальная кора, гибко изменяют то, что они представляют собой и как они работают вместе с другими регионами в зависимости от того, что вы в настоящее время «попросили» их сделать. Эти области мозга многофункционально меняются в ответ на наши текущие цели и задачи конкретных требований, которые стоят перед нами. Не менее важно то, что сети нашего мозга постоянно перенастраивают свои коммуникативные «пути», которые позволяют информации быть принятой среди них, от одного участка к другому и обратно.