Польза и вред методик раннего развития ребенка
Полки книжных магазинов переполнены книгами, заголовки которых обещают помочь вам сделать вашего ребенка умнее, счастливее, здоровее, сильнее, научить его лучше себя вести и все остальное, что вы только можете себе представить. В основном подобная литература ориентирована на раннем развитии ребенка. Кроме того, в последние десятилетия распространилась мода на развитие младенцев еще с первых недель его жизни. Хорошо ли это? Не являются ли такие новшества вмешательством в нормальный ход развития человеческого организма и личности? Возможно, это лишь попытка форсировать события в угоду родительскому самолюбию? Рассмотрим эти вопросы более детально.
На данное время существует множество различных методик раннего развития детей. Некоторые из них направлены на стимулирование навыком моторного развития (освоение движений), некоторые – отдельных психических функций и речи. Однако большинство являются комбинированными, то есть ставят своей целью гармоническое развитие психической и физической сфер личности ребенка, исходя из постулата, что в раннем детском возрасте эти сферы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Многие мамы с энтузиазмом применяют различные приемы раннего развития едва ли не с самого рождения, и иногда эти методики действительно дают прекрасные результаты – малыш быстрее, чем его сверстники, овладевает навыками ползания, сидения, ходьбы, умением разговаривать, различать и показывать предметы и др. Такие методы развития полезны (по крайней мере, не навредят), если родители используют их в правильных целях. Ведь если главной задачей, которую в данном случае ставят перед собой мама и папа, является посильная помощь маленькому человечку в знакомстве с удивительным и интересным миром, то это не может ему навредить.
К сожалению, совсем другие результаты получают родители, которые, грубо говоря, гонятся за показателями. Осознанно или нет, но своего ребенка они рассматривают не как отдельную заслуживающую уважения личность, а скорее как собственное жизненное достижение, призванное доказать их жизненную успешность и полноценность. У таких родителей ребенок просто не может заговорить (начать держать головку, пойти, освоить горшок и др.) позже, чем ребенок соседей (подруги, начальника и т.п.) И начинается изнурительная «война» с малышом в попытке заставить его прежде срока, отведенного природой, научиться чему-то крайне важному с точки зрения родителей. В большинстве случаев это бесполезное и мучительное занятие, которое к тому же может стать причиной психологических травм, ощутимых и во взрослом возрасте. Нельзя забывать, что у каждого человека своя уникальная программа развития, и «позже» — не значит «хуже». Нельзя, чтобы дети становились жертвами родительского самолюбия и стремления самоутвердиться.
Как видите, методики раннего развития – тема весьма неоднозначная. С одной стороны, они могут послужить хорошим подспорьем для становления психической сферы малыша и закладки основ его интеллекта. С другой, использовать такие методы следует крайне осторожно, чтобы не навредить психике ребенка и еще с младенчества не сформировать у него вредные и ненужные комплексы.