Что такое «ложные воспоминания» и откуда они берутся?
Персонаж одного из голливудских фильмов, Трумэн Капоте, очень метко комментирует выражение Марселя Пруста: «Если что-то является истинным, это еще не означает, что оно является убедительным, и в жизни, и в искусстве. Если бы мы придерживались только абсолютных фактов, они вряд ли казались бы правдоподобными». В самом деле, и в жизни, и в искусстве должны быть сбалансированы достоверность и точность. Это особенно трудная проблема по отношению к памяти. Когда речь касается того, как именно мы помним наше прошлое, и что именно делает наши воспоминания такими яркими, Капоте был прав.
В психологии существует такое понятие, как ложные воспоминания. Оно означает, что человек хранит в своей памяти искаженные или неверные воспоминания о каком-либо событии или факте, причем сам твердо верит, что все так и происходило на самом деле. Каким бы абсурдным не выглядело это понятие, но тем не менее почти половина наших воспоминаний на самом деле являются ложными. Все дело в том, что ложь иногда выглядит более правдоподобно, чем истина. Соответственно, сильнее запоминается то, что более правдоподобно или более удобно для самого человека.
Память, как правило, формируется по образцу восприятия. То есть мы запоминаем не столько само событие, сколько связанные с ним ощущения. Аналогично, ложные воспоминая похожы на иллюзорное восприятие – то есть некоторые проблески информации присутствуют, но они представлены в ложном свете. И тогда ложные воспоминания можно рассматривать как галлюцинации, потому что они не являются просто неверными, но безусловными умственными измышлениями без каких-либо стимулов извне.
Откуда берутся ложные воспоминания? Во-первых, научные исследования показывают, что процесс сохранения информации в мозге не проходит по единому четко установленному алгоритму. Память не извлекается из долговременной памяти всегда таким же образом и с использованием той же самой информации. Процедурные и неявные формы памяти являются очень точными и позволяют нам делать такие привычные вещи, как играть в теннис или кататься на велосипеде. Однако в сфере воспоминаний, связанных с сильными эмоциями, мы склонны мысленно изменять события, придавая им такую окраску, какая для нас является более предпочтительной.
Считается, что к искажениям воспоминаний склонны только психически нездоровые люди. На самом деле это не совсем так. В самом деле, люди с болезнями психической сферы проявляют искажения персональной памяти значительно чаще, чем психически здоровые люди. Однако такое же поведение демонстрируют и вполне адекватные люди. В отличие от проблем восприятия, искажение памяти (по крайней мере в отношении автобиографической памяти) не является патологическим процессом или нарушением памяти, но это, скорее всего, просто выгодный способ сделать свои воспоминания такими, какими нам хотелось бы их видеть. Ведь цель процесса запоминания состоит не только в хранении информации о прошлых действиях и событиях, но и в том, чтобы придать определенный смысл своему прошлому и сохранить стойкость собственного «Я», вытесняя из памяти нечто такое, что нам неприятно или больно вспоминать.
Во-вторых, с теоретической точки зрения, если главная функция автобиографической памяти состоит в создании своеобразного повествования о своей жизни, то отношения между автобиографическими воспоминаниями и другими воспоминаниями не может оцениваться исключительно с точки зрения точности. Психолог Нельсон Гудман писал, что изменение воспоминаний об определенных событиях в интересах точности может изменить это повествование до такой критической точки, что оно становится похожим на скучный отчет. А значит, ложные воспоминания придают этому повествованию живости и яркости. Интересно, что личное восприятие человеком своей жизненной истории, сохранившейся в его памяти, никоим образом не зависит от точности воспоминаний. Иногда придуманные (сознательно или бессознательно) события, которые не происходили на самом деле, приносят человеку глубокое моральное удовлетворение, когда он думает о них.
Память является важным компонентом сознательного опыта, питая его содержание сведениями о прошлом и личностном смысле. Сознание — это не просто восприятие информации, временно удерживающейся в рабочей памяти, хотя и этот процесс требует много сознательного опыта. Память представляет собой сборник из сложных систем, которые работают вместе, чтобы произвести полезные, а иногда и не очень полезные, воспоминания.
Существует компромисс между точностью информации, которая делает возможными знания о прошлом, и значением воспоминаний для самого человека. Это не совсем ясно, как мозг может сбалансировать эти компромиссы, но ясно, что мозг должен обеспечить баланс между точностью и приемлемостью воспоминаний. Опыты показывают, что автобиографическая память не может быть сведена просто к набору точных эпизодических воспоминаний.
Общеизвестно, что запахи и звуки могут вызвать мощные и яркие воспоминания. Когда эти воспоминания срабатывают, их фундаментальными характеристиками становится живость и значимость того, что они вызывают у субъекта. Они могут быть точными, происходя в тандеме с реальной информацией, но большинство воспоминаний, которые связаны с красочными, яркими способами восприятия, открывают широкий спектр вариаций в опыте той же памяти. Образно говоря, воспоминания о таких событиях больше похожи на открывание двери в большую комнату хранения, а не четкое получения конкретной информации о прошлом из файла памяти. Эти воспоминания могут быть удивительными и произвести глубокие эмоциональные и эстетические эффекты, которые имеют мало общего с реальными событиями.
Существуют определенные ароматы, которые напоминают нам о событии или конкретном человеке. Было подтверждено, что эмпирически запахи являются мощными сигналами для особенно ярких и автобиографических воспоминаний. Они происходят неосознанно, но способны производить мощные изменения в сознательном опыте. Если память срабатывает очень приятно, возникает поток приятных переживаний, связанных с этим лицом или запоминающимся событием, и другие сенсорные воспоминания.
Музыка имеет аналогичный эффект на спонтанный поиск ярких воспоминаний. Когда человек слушает песню, которой он не слышал в течение длительного периода времени, то может пережить опыт погружения в прошлое. Чувствуется, как будто воспоминания и связанные с ними чувства целого периода нашего далекого прошлого внезапно врываются в наше сознание. Это один из способов, с помощью которых яркие воспоминания обогащают и делают нашу сознательную жизнь интересной и удивительной, а также непрерывной по значению с нашим прошлым.