Почему мы мечтаем?
Каждый человек, или почти каждый, на протяжении дня хотя бы раз погружается в мечты. Психологи уже давно заинтересованы в капризах наших ментальных зигзагов. Уильям Джеймс, основатель американской психологии, изучал потоки сознания, чтобы обеспечить данные для его теории функционализма ума. В 1890 году он писал, что «Когда человек поглощен интеллектуальной деятельностью, его внимание настолько невнимательно к внешним вещам, чтобы он становится рассеянным». Лейпцигский психолог Вильгельм Вундт использовал самоанализ, чтобы понять, как работает разум. У них, возможно, были подобные методы, но очень разные теории. Джеймс был заинтересован в поиске того, как ум приспосабливается к опыту; Вундт хотел узнать о структурах разума. Сегодня неврологи объединили лучшее из обоих этих учений. Нейробиологи впервые обнаружили нейронную основу для мечтательности. Исследователи заметили, что набор мозговых структур у участников наблюдения во время мечтаний становится более активным. Эти же структуры перестали быть активными, как только участники начали заниматься решением познавательных задач.
В конце концов, ученые смогли точно определить этот набор конкретных мозговых структур, которые мы сейчас знаем как мозговые «сети по умолчанию». Эта сеть связывает части лобной коры, лимбической системы, а также несколько других областей коры, участвующих в сенсорном опыте. Во время того, как человек мечтает, сеть по умолчанию включается и генерирует свою собственную стимуляцию. Технический термин для такого продукта сети по умолчанию является «стимулом самостоятельной мысли,» мысль о чем-то другом, чем события, которые происходят из внешней среды. В обычной речи, стимул независимых мыслей составляют фантазии и мечты, материал для скитаний ума.
Что делает сеть по умолчанию такой важной для нас? Некоторые исследователи предполагают, что это на самом деле тип сторожа или часового, готовый придти в действие, когда мы должны реагировать на внешний раздражитель. Тем не менее, веские доказательства предполагают, что сеть по умолчанию нужна, чтобы помочь нам исследовать наши внутренние переживания (Бакнер и др., 2008). В частности, мы прибегам к нашей сети по умолчанию, когда мы думаем о наших прошлых опытах, представляя событие, которое может иметь место в будущем, пытаясь понять, что думают другие люди, и помогает нам в создании моральных решений.
Кажется, наша сеть по умолчанию делает мечтание возможным. Эффект мечтания на нашу психику может зависеть, кроме того, от природы наших грез. В серии исследований психолога Йоркского университета Реймонда Мара мужчин и женщин от 18 до 85 попросили сообщить о частоте и яркости их мечтаний, а также их удовлетворенности жизнью, уровнем одиночества и социальной поддержки. Для мужчин, тем чаще они мечтали, тем ниже была их удовлетворенность жизнью. Для женщин, яркость, но не частота была связана с более низкой удовлетворенностью жизнью. Для обоих полов, люди, которые мечтали об их близких родственниках и друзьях, сообщили о более высоких уровнях удовлетворенности жизнью. Те, кто мечтал о романтических партнерах, незнакомых людях или литературных персонажах, были одинокими, имели меньше социальной поддержки, и, как правило, более низкую удовлетворенность жизнью.