Что такое внимание?
В психологии внимание принято рассматривать как способность сознания концентрироваться на каком-то явлении, исключая другие раздражители.
Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, но очевидно, что они не имеют полного контроля над таким процессом. Есть, например, случаи, когда человек испытывает трудности с концентрацией внимания на поставленной задаче, разговоре или событиях. В других случаях внимание индивида является «захваченным»каким-нибудь неожиданным событием.
Внимание связано с непосредственной опыта личности; это состояние текущего осознания. Есть, конечно, бесчисленные события, происходящие в мире все время и влияющие на чувства человека. Есть также события, происходящие в организме, которые влияют на внимание, как есть представления о последних событиях, хранящихся в памяти, но доступных для осознания при соответствующих обстоятельствах.
В то время, как можно было бы ожидать, что человек мог бы охватывать вниманием совокупность всех текущих событий в любой момент, но очевидно, что это невозможно. Индивид способен фокусироваться только на каком-то ограниченном количестве предметов. Это количество является субъективным полем сознания. Мозг имеет впечатляющие способности для обработки информации, но его возможности ограничены. Наш мозг не может сознательно «обработать» все события и информацию, доступные в любой момент времени. Точно так же невозможно выполнять одновременно неограниченное количество различных видов деятельности. А значит, внимание выступает как условие избирательного осознания, которое управляет степенью и качеством наших взаимодействий с окружающей средой. Этот процесс не обязательно проходит под добровольным контролем сознания.
Ученые начали изучать внимание в последней части 19-го века. Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что внимание определяет, какие из впечатлений, получаемых мозгом, будут или не будут осознаны. Вильгельм Вундт, один из основателей современной психологии, одним из первых обратил внимание на различие между особенностями человеческого сознания. Он писал о широком поле сознания, в основе которого лежит ограниченный фокус внимания. Он предположил, что диапазон внимания способен вместить только около шести предметов или понятий. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.
Один из самых влиятельных психологов на рубеже 19-20 веков, Уильям Джеймс, считал, что внимание помогает людям воспринимать, понимать, отличать и более эффективно запоминать информацию.
Под влиянием прогрессивного развития психологии в 20 веке, изучение поведения стало предметом для новых открытий. Русский физиолог Иван Петрович Павлов установил, что у собак и других животных активизация внимания проявляется в виде мышечного напряжения и физиологических изменений, которые можно наблюдать экспериментальным путем. Кроме того, большое влияние на изучения процесса внимания произвели работы по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, Владимира Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный наградой) в качестве главного механизма внимания и основного строительного элемента всего процесса обучения любому виду деятельности.