Интеллект и мышление
Одной из важных характеристик человека является его интеллект. Значение понятия «интеллект» можно определять по-разному, например, с точки зрения способности человека к логике, абстрактному мышлению, пониманию, самосознанию, коммуникации, обучению, памяти, планированию, творчестве и решению проблем. В более общем понимании интеллект можно объяснить как способность воспринимать информацию и сохранять ее в качестве знаний для применения в дальнейшей жизни.
Интеллект есть не только у людей. Определенный уровень мышления присущ животным. Человечество даже научилось создавать машины, способные «мыслить» и принимать решения по определенному алгоритму (искусственный интеллект).
Слово «интеллект» происходит от латинского глагола «intelligere» — «понять» или «воспринять». Определение интеллекта является спорным.
Мышление — высший этап познания. Оно позволяет нам творчески отражать действительность, получать такие представления, которых в самой реальности на данный момент не существует. Мышление также является творческим преобразованием образов, имеющихся в памяти. Мыслительный процесс всегда связан с возможностью превращения условий, в которых на данном этапе времени находится человек. Мысль всегда направлена на разрешение какой-то конкретной задачи. Мышление — это особая умственная, познавательная и преобразовательная деятельность. Исходным пунктом процесса мышления обычно является какоя-либо проблемная ситуация, то есть ситуация, для которой пока еще нет готовых средств разрешения. Мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает какой-либо вопрос, потребность что-то понять, удивление или недоумение, противоречие.
Предметом мышления людей являются актуальные проблемы их жизни.
Общим механизмом мыслительной деятельности является совместная работа обеих полушарий головного мозга.
Говоря о мышлении человека, в первую очередь имеют в виду его интеллектуальные способности, то есть те способности, которые вовлекают разум человека в обширный круг различных видов деятельности и различные ситуации. Эти умственные способности человека прежде всего связаны с такими его характеристиками, как уровень умственного развития и интеллекта.
Умственным развитием принято считать совокупность знаний, умений и умственных операций, свойственных человеку. Уровень умственного развития отражает наиболее типичные для данного индивида особенности умственной деятельности, котрые касаются не только объема и качества знаний и умений, но также и и запаса конкретных умственных действий.
Уровень умственного развития человека зависит от его интеллекта. Интеллект (или общая умственная способность) — это совокупность знаний и умственных операций, который способствует успешному усвоению информации. Уровень умственного развития характеризует содержание, способы и формы мышления человека. Интеллектуальные качества — это те качества психики, которые связаны с особенностями функционирования разума.
Измерить свой интеллектуальный уровень можно с помощью различных тестов, среди которых самыми распространенными являются, например, тест Стэнфорда-Бине или тест Векслера. Коэффициент интеллектуальности (IQ) — это показатель, который демонстрирует общий уровень развития мышления человека.