Как стать идеальным учителем: советы психологов

Как стать идеальным учителем1Эта статья основана на трудах американских психологов, которые в течение многих лет изучали взаимосвязь формирования общечеловеческих и гражданских качеств в ходе воспитательного процесса. Глубинные интервью со студентами, которые стали заниматься изучением социальных и экологических вопросов еще в средней и старшей школе, показали, что каждый из них был мотивирован, чтобы служить благу через их способность сопереживать людям и чувствовать сострадание к угнетенным, жертвам и маргинальным слоям общества. На основании таких исследований психологи составили список из шести принципов правильного поведения педагогов, чтобы сформировать в учащихся сочувствие, гуманность и стремление сделать лучшим окружающий мир:
1. Создайте доверительные отношения со своими учениками.
Чтобы развить у детей способность испытывать сочувствие к другим, они должны чувствовать, видеть и понимать заботу к себе, независимо от того, как они учатся. Учителя, которые знают, ценят, уважают и любят своих воспитанников, способны помочь детям чувствовать заботу и повысить их способность заботиться о других. Ребенок должен понимать и оцущать, что взрослый человек, вводящий его в мир знаний, смотрит на него не сверху вниз, а как на равную в себе личность.
2. Воспитывайте детскую веру в себя через наставничество.
Молодые люди, которые воплощают свое сочувствие в действие на благо общества, признают атрибут наставничества учителя как одну из главных причин, по которой им удалось обрести веру в себя. Без этого чувства уверенности в своих силах, студенты утверждают, что они бы не поверили, что они смогут помочь другим или изменить мир. По словам студентов, преподаватели способствовали их уверенности в себе благодаря:
• Поддержке и поощрению.
• Внимательному слушанию.
• Установке высоких ожиданий от учащихся, выражению уверенности в том, что они могут добиться намного лучшего.
• Демонстрации интереса к ученикам как к самостоятельным личностям.
• Содействию собственного принятия решений учениками.
• Предоставлению других перспектив решения актуальной проблемы.
3. Научите детей понятию гражданского долга и высокой ответственности.
Учителя, которые подчеркивают важность заботы людей друг о друге, сотрудничества, сострадания, доброты, помощи, работы в команде и важности ладить с одноклассниками, формируют мощные основы для эмпатии у детей. От начальной школы до средней школы дети должны развиваться через три последовательные стадии развития, так как они принимают на себя роли в обществе: (1) Быть ответственными гражданами; (2) Улучшать жизнь своей общины; и (3) Принимать участие в решении социальных проблем. Эти гражданские роли переплетаются с развитием сочувствия. Дети должны уже с самого раннего возраста научиться ощущать себя частью единой общины – сначала своего класаа, потом школы, города и наконец всего народа. При этом ребенок должен понимать, что он является гражданином своей страны, имеет определенные права и обязанности, которые он должен выполнятьь ради блага всех остальных. Если педагог сумеет объяснить ребенку, что благо общества является и его благом также, ведь он – частица этого общества, значит, задача учителя по формированию гражданской ответственности будет полностью выполнена.
4. Помогайте ученикам проявлять большую самостоятельность.
Райан, волонтер, работающий в китайском квартале американского города Бостон, сказал о своих учителях: «Тот факт, что они мои учителя постоянно помогали нам почувствовать себя уникальными личностями, призывали к расширению прав и возможностей студентов – вот это действительно вдохновляет меня».
Если ученики будут стараться выполнять общественные действия по собственной инициативе, а не по указанию старших, то они достигнут настоящей самостоятельности.
Для большинства студентов, которые развили в себе высокие уровни эмпатии, именно их учителя были в качестве основного примера для подражания. Они узнали, как самим стать лучшими личностями, используя в качестве примера следующие черты своих учителей:
• Страсть и способность вдохновлять.
• Ясная и четкая система жизненных ценностей.
• Приверженность своему сообществу.
• Самоотверженность.
• Способность преодолевать различные препятствия в жизни.
Если учитель призывает детей к сознательному, порядочному поведению, а сам при этом демонстрирует абсолютно противоположные четы личности, то ему не только не удастся добиться понимания от детей, но также и их уважения. Достойная уважения личность, способная действительно научить чему-то других, всегда выполняет то, о чем говорит, а ее слова не расходятся с действиями. Именно на таких людей и стремятся быть похожими дети.
5. Знакомьте учеников с различными мнениями и мировоззрениями.
Когда учителя развивают у детей любопытство о том, как отдельные лица и группы людей видят мир по-разному, они расширяют детские интеллектуальные, межличностные и эмоциональные границы. Они помогают детям увидеть и понять различные точки зрения. Когда детский ум получает вызов, чтобы исследовать все различия между отдельными точками зрения, найти общее и отличное, понять, что из себе представляет жизнь вокруг, и суметь понять чувства другого человека, ученики смогут построить в себе большую способность к эмпатии. Нельзя убеждать детей в правильности лишь одной, узкой точки зрения, наоборот, ученики должны получить как можно больше информации, чтобы сравнить и выбрать для себя ту позицию, которая покажется им наиболее верной.Как стать идеальным учителем2
6. Стройте учебные планы с учетом реальной практической ценности полученных знаний.
Учителя, которые пытаются дать своим ученикам не просто теоретические знания, а реальные и полезные для жизни навыки, делают для них неоценимую услугу, готовя молодежь к полноценной взрослой жизни. Они помогают ученикам в действительном развитии навыков критического мышления, планирования, организации и решения проблем. Молодежь получает максимальную выгоду от обслуживания проектов, которые толкают их из привычных зон эмоционального комфорта и позволяют им видеть мир по-другому. Полученные знания не должны стать бесполезным информационным грузом, а помогать взрослеющим людям в их повседневной жизни и служении обществу.