Почему мы так привязаны к нашим любимым кружкам?
Почти 60% людей сообщили, что они испытывают эмоциональную привязанность к своей любимой кружке. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Heinz. Около 40% респондентов сказали, что их любимая кружка для них незаменима, и около одной трети сказали, что они будут очень огорчены, если она разобьется.
Но вам, наверное, не нужны данные обследований, чтобы понять, что многие из нас стали довольно эмоционально привязанными к нашим любимым кружек. Такая кружка обычно уже довольно старенькая, со сколами и украшенная избитой фразой, но наша любовь к ней далеко превосходит любую объективную ценность.
Некоторые люди хранят такие кружки в качестве сувениров и памятных напоминаний о каком-то приятном событии. Такие кружки занимают почетное место на наших кухонных полках.
Любовь к своей кружке может даже вызвать настоящую ревность. Не верите? Тогда представьте, что кто-то чужой хочет выпить из нее кофе. Разве это чувство – не ревность?
Может быть, вы дорожите свой собственной любимой кружкой на основе следующих причин:
«Эй, это мое!»
Часто это простое чувство личной собственности. Несколько исследований эффекта «эндаумента» — тенденции людей переоценивать свои собственные вещи, — на самом деле рассматривели оценки людьми их кофейных кружек. Исследователи обнаружили, что люди приписывают большую ценность кружке, когда они владели ей.
Если вы когда-либо возьмете кружку другого человека в комнате отдыха или в доме у родственника, вы знаете, насколько сильной может быть чувство собственности владельца кружки. В ходе опроса Heinz, одна шестая часть участников признались, что они будут обижаться, если кто-то решит использовать их кружку.
Тем не менее, есть нечто большее, что здесь происходит: люди, скорее всего, будут более поглощены любимой кружкой, чем, скажем, любимой вилкой. Одна из причин заключается в том, что кружки – это популярные подарки, сувениры и памятки, поэтому мы часто ассоциируем их с любимым человеком, местом или временем. Эмоции, которые вызывает у вас кружка, могут быть мощными, даже если вы не знаете их источника.
Тони Колман, психотерапевт из Маклин, штат Вирджиния, США, говорит, что она особенно привязана к старой коричневой кружке, принадлежащей ей в течение многих лет. «Я приобрела ее в одно невероятное лето, проведенное на пляже, когда мне было 22 года», говорит она. «Когда я пью из моей кружки или смотрю на нее, она вызывает чувства, связанные с этим летом. Это дает мне возможность чувствовать себя хорошо и в безопасности, даже если это происходит на бессознательном уровне … Это обеспечивает преемственность с прошлым и напоминает мне о том, кем я была раньше».
Другая известная вещь о кружках — то, что многие из них украшены лозунгами, цитатами или логотипами, некоторые из них вдохновляют или содержат хорошие пожелания. Другие просто заставляют вас улыбнуться. В любом случае, многие любимые кружки передают лично значимое сообщение.
Некоторые кружки информируют других о вашей идентичности и принадлежности. Кружка может заявить о вашей альма-матер или любимой спортивной команде, или пусть другие знают, что вы — хозяин собаки или кошки, гордый родитель или пылкий фанат Star Wars.