Социальная мобильность, или продвижение на пути к успеху
За последние десятилетия разрыв между бедными и богатыми в мире расширялся, что негативно сказывается на физическом, психологическом и социальном благосостоянии отдельных людей. Нелегко избежать межпоколенных циклов бедности и низкого социально-экономического статуса, особенно когда идеологии свободного рынка усиливают идею о том, что социальное неравенство является «естественной» чертой наших обществ. Но социальное неравенство является проблемой, требующей вмешательства, и многие международные организации, включая Всемирную организацию здравоохранения, подчеркивают необходимость вмешательства в этом контексте. Естественно, это требует глубокого понимания динамики общественной жизни, чтобы можно было определить цели вмешательства.
Результаты психологических исследований показывают предсказуемую картину в данных о населении по социально-экономическому статусу. Люди, относящиеся к неимущим классам, как правило, в дальнейшем повторяют судьбу своих родителей из-за недостатка образования, низких социальных навыков и неумения использовать собственные возможности.
Но есть небольшой проблеск надежды в этих данных — существуют также уникальные и разнообразные траектории социальной мобильности, то есть люди могут возрастать (или снижаться) в богатстве и статусе. В недавнем опубликованном исследовании американских психологов установлены понятия, предсказывающие повышение социальной мобильности.
Социальная мобильность — это «перемещение человека между социальными классами в течение его или ее жизненного цикла» (Forrest, 2011). Хотя неясно, может ли повышение социальной мобильности улучшать здоровье и благополучие, есть данные, которые подтверждают это (Hart, 1998).
Раньше нередко провозглашались аргументы о том, что более низкие социальные классы несут личную ответственность за свое плохое положение, что усугублялось их плохими привычками и плохими отношениями. Со временем это мнение уступило место эмпирическим исследованиям и изучению как индивидуальных различий, так и социальных обстоятельств в области социальной мобильности (Mackenbach, 2010). С точки зрения психологической науки особый интерес представляет ряд исследований, посвященных индивидуальным различиям. В одном из исследований Кэссиди и Линн (Cassidy and Lynn, 1991) отслеживали жизненные достижения людей в возрасте 16-23 лет и обнаружили, что готовность к самообразованию и мотивация достижения предсказывали повышение социальной мобильности. В другом исследовании, основанном на испытуемых в возрасте 5-50 лет (Forrest, Hodgson, 2011), было установлено, что как интеллектуальная система ребенка, так и образовательные достижения предсказывали повышение социальной мобильности.
Сосредоточившись на личности, психолог Элдер (1969) исследовал небольшую выборку из 69 мужчин из средней школы через взрослую жизнь и обнаружил, что в подростковом возрасте успешные в будущем люди были более амбициозными и получили более высокие оценки личностных показателей интеграции и компетентности.
А значит, люди, наделенные такими качествами, как высокий уровень притязаний, амбициозность, старательность и желание учиться новому, чаще достигают успеха, чем другие, даже если изначально они принадлежат к бедным и социально незащищенным социальным группам. Это еще раз доказывает, что ключ к достижению успеха – в руках самого человека.