Доисторические корни сложности человеческой жизни
Наша жизнь сложна. В ней зачастую царит хаос, и мало порядка. Она наполнена многочисленными препятствиями и барьерами, часто маленькими, но, тем не менее, важными. Будь то социальные конфликты с нашими друзьями и коллегами, ожидания и обязательства перед родственниками, конфликты и проблемы в наших жизненных пространствах, здоровье и средства к существованию или даже вездесущая экзистенциальная путаница в отношении того, кто мы и что может быть смыслом нашего существования, — все это составляющие проблемы «быть человеком», и они определяют, кто мы и как работают наши общества (или не работают).
Хотя сегодня, в 2017 году, такие проблемы могут быть действительно сложными, они, безусловно, не новы. На самом деле, некоторые из этих проблем уходят в прошлое. До появления самых ранних поселений и городов, садов и домашнего хозяйства, до первых проблесков чего-нибудь, что мы могли бы назвать современным человеческим обществом. На самом деле, эта беспорядочность восходит ко времени, относительно которого мы даже не уверены, можно ли называть наших доисторических предков людей людьми или нет.
Нам следует утешиться тем фактом, что конфликтные отношения и стрессовые взаимодействия с миром в течение очень долгого времени были частью человеческого опыта. И мы можем чему-то научиться.
Сегодня существует только один вид и один подвид человека (нет, расы не являются разными человеческими биологическими родословными или группами). Но не так давно существовало большое число популяций человекоподобных людей, может быть, даже нескольких видов. Отбросив несколько сотен тысяч лет назад и осмотревшись, вы сможете понять, что наша человеческая сложность и многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, имеют глубокие корни.
Недавнее археологическое открытие Homo naledi, человекоподобного члена гоминидов (общей эволюционной группы приматов и людей) предлагают хороший пример. Останки этого «двоюродного брата» человечества были найдены глубоко под землей в маленьких пещерах. Исследователи, которые нашли окаменелости, предполагают, что их местоположение может быть связано с практикой захоронения этим видом их умерших в таких камерах. В камеры, где нашли останки, очень, очень трудно добраться. Нужно пройти (вернее, заползти) глубоко вниз, в полной темноте, протискиваясь сквозь трещины в стенах пещеры, чуть большие, чем грудь маленького человека. Если это были действительно захоронения, то Homo naledi тащил своих умерших товарищей глубоко в землю с большим дискомфортом и опасностью, просто чтобы поместить их в небольшую камеру, а затем выползти обратно. Это многого требует. Как они договорились об этом? Кто решил это, и как они придумали эту практику? Если вы считаете, что сталкиваться с нашей собственной смертностью трудно, представьте, что Homo naledi ползет в эти пещеры почти 300 000 лет назад.
В другом случае рассмотрим останки неандертальцев, захороненные почти 400 000 лет назад на месте пещеры Qesem в Израиле. Ископаемые зубы с этого участка покрыты отложениями, имеют четкие бороздки с ямками, доказывающими, что они ели широкий ассортимент продуктов, и их зубы отражают это. Они употребляли семена, фисташки и кедровые орехи. Есть также доказательства мясной еды — очень разнообразный и инновационный рацион. Кто собирал пищу и охотился? Как они делили еду? Кто получил лучшие угощения? Конфликты в отношении распределения труда и усилий по сбору и приготовлению пищи не новы. Получение, приготовление и совместное питание являются основой человеческого существования, но трудности, которые возникают с ним, проблемы, которые мы создаем, манипулируя нашей местной средой, не являются чем-то новым.