Гендерные различия в воспитании детей
Хотя практика воспитания детей может широко варьироваться в разных культурах, и по мере того как мнения о гендерных различиях меняются со временем, все же существуют некоторые четкие различия в отношении обращения с мальчиками и девочками, особенно в первые годы их жизни. Согласно социально- когнитивной теории гендерного развития Альберта Бандуры, родители часто имеют четкие гендерные стереотипы о «подходящем» поведении для разных полов и полагаются на наказания и награды, чтобы обеспечить их детям соблюдение этих гендерных ожиданий. Мальчикам часто запрещают играть с куклами или наряжаться, в то время как девочкам часто запрещают заниматься физически рискованными действиями.
Некоторые исследования показывают, что мамы больше общаются со своими дочерьми и активно предотвращают их от любой деятельности, способной привести к их ранению. С другой стороны, как матери, так и отцы выглядят более склонными к участию в активных спортивных играх с мальчиками, а не с девочками. Существуют также гендерные различия в том, как родители реагируют на эмоциональные вспышки. В исследовании 2005 года отцы были признаны более восприимчивыми к дочерям, когда они проявляли эмоции покорности или просоциальное поведение, в то время как они чаще отрицательно реагировали на аналогичное поведение мальчиков.
Родители, как правило, неохотно признают, что они относятся к своим сыновьям и дочерям по-разному, особенно в эпоху более высокого равенства между полами. По этой причине, как правило, возникает искаженный образ того, как родители действительно воспитывают своих детей и прививают ли им гендерные роли и ценности.
Новое исследование психологов, опубликованное в журнале Behavioral Neuroscience, дает один из первых углубленных анализов того, как отцы взаимодействуют со своими детьми и что это может означать с точки зрения физиологии мозга. Группа исследователей, под руководством Джеймса К. Риллинга из Центра трансляционной социальной неврологии Университета Эмори, набрала для участия 69 мужчин (средний возраст 33 года), у которых были дети в возрасте от одного до двух лет. У 34 мужчин были дочери, а у 35 — сыновья.
Результаты исследования показали значительную разницу в языковых и поведенческих закономерностях между отцами в зависимости от того, взаимодействовали ли они с сыновьями или дочерьми. Как и ожидалось, отцы чаще участвовали в играх и совместной деятельности с сыновьями, чем с дочерьми. Однако, когда они взаимодействовали с дочерьми, отцы чаще пели им песни, а также более эмоционально и социально реагировали на дочерей. Были также значительные различия в отношении языка, используемого с сыновьями и дочерьми. Отцы с большей вероятностью использовали слова, связанные с достижением, в раз говоре с сыновьями (например, «сила», «победа», «гордость»), используя более эмоциональные и аналитические слова в разговоре со своими дочерьми.
Основываясь только на поведенческих результатах, отцы, как представляется, укрепляют гендерные ожидания, поощряя девочек проявлять большую эмоциональность и чувствительность, а мальчиков — к большей конкуренции.