Что влияет на наш аппетит?
Взгляните на большинство журналов и блогов, и вы, скорее всего, увидите советы о том, как обуздать свой аппетит, а не как заставить себя хотеть есть больше. Конечно, советы по снижению веса (ошибочные или нет), как правило, привлекают больше читателей (и продаж), учитывая постоянное господство идеала стройности над нашими психологическими и косметическими стандартами. Но для некоторых групп населения гораздо большая озабоченность заключается в том, что они едят недостаточно. Это делает еду (особенно цельные продукты, такие как фрукты и овощи) более привлекательными, чтобы вы ели достаточно.
Население, для которого задача питания достаточно или наиболее актуальна, — это пожилые люди. Исследования показывают, что одинокие люди старше 50 лет имеют более качественную диету. В одном из исследований было установлено, что пожилые люди, которые были одиноки и жили одни, ежедневно потребляли 2-3 порции овощей. Это было не так для людей в исследовании, которые были в партнерстве.
Психологи считают, что снижение качества потребления пищи во многом обусловлено отсутствием социального влияния на то, что и сколько мы едим — явление, называемое «эффектом социальной помощи». Этот феномен имеет тенденцию влиять как положительно, так и отрицательно лучше и хуже с точки зрения общего состояния здоровья. Социальное содействие может заставить вас есть больше фруктов и овощей (и меньше порций десерта), если большинство ваших друзей (или членов семьи) выбирают более здоровый режим приема пищи. Социальное содействие также может заставить вас есть больше нездоровой пищи, если блюда с высоким содержанием сахара и жира — это любимые лакомства членов вашей семьи.
Команда психологов из японского Нагойского университета решила протестировать некоторые проявления «эффекта социальной помощи». «Мы хотели узнать, каково минимальное требование для социального облегчения еды», — сказал ведущий автор Рюзабуро Наката в недавнем пресс-релизе. «Должен ли другой человек физически присутствовать или достаточно информации, свидетельствующей о достаточном присутствии других?»
Они попросили 16 пожилых взрослых добровольцев в возрасте от 65 до 74 лет есть образцы попкорна в одиночку. Некоторые добровольцы ели только эти образцы, перед зеркалом. Другие просто ели одни. Обеим группам давали одинаковое количество пищи и позволяли есть в течение того же количества времени (90 секунд). Затем всех добровольцев попросили оценить вкус попкорна с помощью различных вопросов (т. е. «Насколько хорош этот попкорн?», «Как вы относитесь к качеству попкорна?», «Насколько вам нравится этот попкорн?, «Насколько соленый этот попкорн?», «Насколько сладок этот попкорн?»).
Несмотря на то, что перед ними была такая же закуска, пожилые взрослые, которые ели одни, глядя на свое собственное отражение, оценили попкорн как более вкусный, а также съели больше, чем пожилые взрослые, которые ели в одиночку, не глядя на свое собственное отражение.
Исследователи полагают, что образ употребления пищи служит своим собственным эффектом социальной помощи, поощряя пожилых людей есть больше, просто чтобы их собственные «я» смотрели, как они едят. Чтобы проверить, был ли этот эффект уникальным для пожилых людей, исследователи провели тот же эксперимент на двух группах молодых добровольцев. Они обнаружили тот же эффект — независимо от возраста, люди, перекусывающие перед зеркалом, оценили пищу, которую они ели, как более вкусную, и потребляли ее больше, чем те, у кого не было зеркала, на которое можно было смотреть.