Новые подходы в психотерапии борьбы с лишним весом
Возможно ли, что психологическое заболевание скрывает в себе секрет для лечения ожирения? Вот что предлагают некоторые ведущие специалисты по расстройствам пищевого поведения. По мнению авторов статьи «Долгосрочное поддержание веса при ожирении: возможное понимание нервной анорексии», опубликованной в Международном журнале по расстройствам пищевого поведения в 2017 году, это возможно. Доктор Лорен Джианини и ее коллеги предполагают, что нервная анорексия может служить основой для понимания перспектив долгосрочного снижения веса у больных ожирением.
Нервная анорексия — расстройство пищевого поведения, которое поражает приблизительно 1% женщин и имеет самый высокий риск смерти из всех расстройств психики. Около 10% диагностированных пациентов умирают от этого расстройства. Эта высокая смертность является результатом голода и коллапса метаболизма, а также самоубийств.
У людей, страдающих ожирением, значительная долговременная потеря веса и поддержание работоспособности являются редкостью. На самом деле, это настолько необычно, что ученые из США создали национальный реестр для изучения этих проблем. Национальный реестр контроля веса (NWCR) представляет собой онлайн-базу данных, насчитывающую приблизительно 10 000 человек, которые сообщают, что потеряли по меньшей мере 30 фунтов и поддерживали потерю веса не менее 1 года.
Оказывается, эти люди имеют много общего с людьми с диагнозом нервной анорексии. В своей статье Лорен Джианини и ее коллеги сообщают, что у людей с нервной анорексией и у людей с ожиренем, состоящих в реестре NWCR, много общего. Они придерживаются диеты с низким содержанием жира и калорий и с ограниченным разнообразием продуктов. Отклонение от этой жесткой диеты связано с восстановлением веса, даже среди людей, которые сохраняют потерю веса в течение нескольких лет.
Чем дольше люди сохраняют значительную потерю веса, тем меньше вероятность того, что они вновь обретут вес, и, более вероятно, они сообщат о необходимости меньшего количества стратегий, меньших усилий и меньшего внимания для поддержания потери веса. Со временем поведение, поддерживающее поддержание потери веса, становится укоренившимся и автоматическим (возможно, одной из причин того, почему хроническую анорексию так трудно лечить).
Обе группы имеют более низкое потребление энергии, более низкие уровни лептина (гормона насыщения) и тиреоидного гормона, и более высокие уровни грелина («гормон голода»), чем здоровые люди.
У людей с более низким весом такое поведение считается расстройством питания, нуждающмся в лечении.
В современной культуре нам внушают мысль, что здоровье характеризуется весом тела, а быть худым всегда хорошо. Полным людям предлагается похудеть любыми необходимыми средствами. Несмотря на аналогичные поведенческие и нервные механизмы, связанные с нервной анорексией и поддержанием потери веса при более высоких весах, Джьянини и другие уточняют, что они «не предполагают патологического снижения массы людей». Фактически, они предлагают, чтобы проводились дальнейшие исследования для информирования о мерах, направленных на преодоление такого поведения. Они предлагают помочь полным людям использовать для борьбы с лишним весом те простые приемы, которые освоили люди с анорексией. Таким образом, то, что для больных анорексией приносит вред, для людей с ожирением может сыграть роль незаменимого помощника в борьбе с лишним весом.