Откуда берется презрение к самому себе?
Часто упоминаемая история в медитационных кругах говорит о том, что один американец задал Далай-ламе вопрос о явлении ненависти к себе. Далай-лама был искренне растерян. Он никогда не сталкивался с этим понятием. Его идеология заключалась в том, что все люди, независимо от того, кто они есть, в своей основе содержат то, что он назвал бы «природой Будды»: зерно чего-то мощного, совершенного и, прежде всего, достойного уважения.
Клинические психологи часто сталкиваются с людьми, которые очень боятся того, что они прячут в своем подсознании, опасаясь, что эти подавленные чувства могут быть неприятными или разрушительными для них, а также боятся более глубоко открывать внутри себя что-то, то выглядит уродливым и может сделать их непривлекательными в глазах окружающих. То, что покажет как их как обманщиков, только притворяющихся хорошими людьми.
Многие люди в нашей культуре с большим трудом проживают каждый день своей жизни, тайно чувствуя именно это, искренне веря – осознанно или нет — что действительно в них есть что-то настолько уродливое и ужасное, что они утратили свое право требовать достоинства, которое предоставляется любому человеку. Где-то в глубине души такие люди чувствуют, что они были испорчены своей собственной нечистоплотностью.
Есть люди, и их больше, чем многие могли бы себе представить, которые настолько углублены в презрительное представление о себе, что они считают себя достойными фактического физического самонаказания или деградации. И миллионы людей, привыкших жить обычной жизнью, на каком-то неосознанном уровне полагают, что если бы другие знали, кто они есть на самом деле, они были бы изгнаны из общества. По крайней мере, многие из нас считают, что наши близкие будут потрясены тем, что находится внутри нашей «внутренней тьмы».
Почему мы так стыдимся более сложных частей себя, настолько неразрывно вплетенных в то, что значит быть человеком? Годы клинической работы ориентировали психологов на основной источник этого скрытого презрения к себе: наше семейное происхождение.
Неизменно те из нас, кто испытывает самые глубокие, самые несговорчивые, временами самые опасные степени стыда, были воспитаны в семьях, которые учили ребенка, что он недостаточно хорош для любви, в которой все мы рождаемся. Ребенок приходит в мир и полностью зависит от своих воспитателей, чтобы научить его, кем он является, и, прежде всего, какого отношения он стоит. Слишком часто это влияние чрезвычайно искажается конкретными недостатками воспитателей: возможно, их собственными проблемами с психическим здоровьем, или безрадостным течением их собственной жизни, или ошибки и недочеты их собственных родителей.
Ребенок не обладает способностью понимать, что все сказанное ему родителями – не обязательно стопроцентная истина. Лишь взрослый может понять, часто при значительных усилиях, что способ, которым она по существу «знает» себя, является отголоском того первоначального мнения его родителей и во многом определен тем, что он в меньшей степени полагается на собственную ценность, чем на особенности системы семьи, в которой он вырос. Это понимание может быть чрезвычайно успокаивающим и полезным: в своем самом освобождении это понимание может служить основой для преобразующей степени самосознания, началом любви к себе и пониманием того, что совершенство личности – не более чем иллюзия.