Здоровый сон для детей и подростков
Вопрос о том, в каком количестве сна нуждаются дети и подростки, кажется на первый взгляд простым, но на самом деле на него не так просто ответить. Почти всегда возникает вопрос о том, сколько часов сна необходимо, и, как правило, на этом вопрос заканчивается. Не всегда указано, сколько часов необходимо для оптимального функционирования когнитивной сферы, оптимального эмоционального благополучия и оптимального здоровья. Кроме того, обычно не учитывают показатели качества сна, которые могут быть более важными, чем количество необходимых часов.
Наиболее частым источником ответа на этот вопрос является «экспертное мнение». Предполагается, что профессионалы, такие как педиатры, исследователи, изучающие сон, и практикующие медики сна, имеют коллективные данные, основанные на знаниях о множестве отдельных детей, наблюдавшихся в клинической практике и изучавшихся в исследовательских проектах на протяжении многих лет.
В 2013 году группа австралийских исследователей поставила под сомнение существование или отсутствие достаточных доказательств для обоснования каких-либо рекомендаций относительно потребностей сна детей и подростков (Matricciani et al., 2013). Они утверждали, что не было представлено достаточных доказательств для поддержки рекомендаций, и предложили несколько способов проведения исследований, которые были бы полезны. Один из предложенных способов состоял в том, чтобы провести исследования «отношений «количество-реакция», аналогичные тем, которые будут сделаны для определения оптимальной дозы лекарственного средства для получения оптимального ответа.
В настоящее время опубликованы результаты этого исследования, в котором рассматриваются влияние длительности сна как на успеваемость, так и на социально-эмоциональную сферу. В журнале Child Development (2017) авторы эксперимента сообщают об исследовании 421 пятнадцатилетних подростков, где отслеживалась продолжительность сна и изменчивость его длительнсоти от ночи до ночи в течение двух недель. Они сравнивали данные о сна с GPA, стандартизированным баллам по результатам тестов достижений и самосогласованным социально-эмоциональным корректировкам — интернализации (например, депрессия, тревога) и внешним проблемам (например, неправильное поведение). Они обнаружили, что для социально-эмоциональной адаптации оптимальным является 8,75-9 часов сна, что соответствует большинству рекомендаций, выдвигаетмых экспертами. Но для высоких академических результатов было оптимально спать 7-7,5 часов, что значительно ниже того, что рекомендуют эксперты (8-10 часов для подростков). Одна из интерпретаций последнего результата состоит в том, что есть множество подростков, которые ложатся поздно ночью и при этом неплохо учатся. Но авторы исследования предполагают, что те, кто это делает, могут жертвовать своим эмоциональным здоровьем для достижения более высоких результатов. Они также обнаружили, что большая изменчивость сна связана с ухудшением психического здоровья, заявив, что: «… сокращение сна ради роста успеваемости в учебе может иметь негативные последствия для психического здоровья школьника.
Кроме того, пропаганда здорового сна для улучшения психического здоровья должна включать в себя усилия по минимизации вариаций продолжительности сна подростков … »
Дополнительные исследования, такие как вышеописанное, будут полезны для обеспечения надежной основы для выработки рекомендаций, которые родители смогут использовать в качестве правил здорового сна для своих детей и подростков.