Сохранение информации на компьютере улучшает ее запоминание
Как можно развить свою память? Каким способом можно научиться как можно более оптимально запоминать новую информацию? Что лучше – простое мысленное запоминание, или дополнительное записывание изученного? Эйнштейн однажды сказал, что у человека совершенно нет необходимости запоминать ту информацию, которую можно записать или прочитать в книгах. Современные исследования психологов подтвердили правоту великого ученого.
В американском журнале «Психологическая наука» опубликовали данные недавнего эксперимента. Исследование, в котором принимали участие двадцать студентов-добровольцев, позволило установить, что сохранение полученной информации в памяти компьютера улучшает когнитивный потенциал человека и приводит к ее более успешному запоминанию.
Экспериментаторы предложили испытуемым прочитать и запомнить за двадцать секунд десять слов из PDF-файла №1, а после этого еще десять слов из PDF-файла №2.
Участников поделили на две группы и одной группе разрешили сохранить слова, которые они запомнили из документа №1, в новый документ на компьютере, а другие должны были просто закрыть прочитанный файл. После этого все участники переходили к запоминанию слов из файла №2. Во время проверки исследуемые не имели возможности доступа к оригинальному документу.
В результате больше всего информации запомнили те студенты, которые после прочтения должны были сохранить выученную информацию в новом компьютерном документе. Поскольку они не имели дополнительного доступа к источнику информации, то это исключило вероятность искажения данных. Но сам акт сохранения данных теми зонами мозга, которые отвечают за память, высвободил ресурсные возможности мозга, и участники исследования из первой группы лучше запомнили исходные данные, чем участники из второй группы, которые ничего не записывали.
А значит, записывание (от руки или с помощью компьютерной клавиатуры) и дальнейшее сохранение полученной информации помогает запомнить намного больше, и сделать процесс запоминания более качественным. Ученики и студенты не зря готовят для себя «шпаргалки» перед экзаменами, ведь, записывая определенные данные, мы мысленно закрепляем их в памяти намного крепче. «Шпаргалкой» не обязательно пользоваться, достаточно уже самого процесса ее подготовки
В ходе эксперимента были также получены некоторые дополнительные данные. На результаты процесса запоминания влияет не только сама возможность сохранения выученного, но и надежность его сохранения. Если испытуемым из первой группы говорили, что информация может не сохраниться в памяти компьютера и в дальнейшем может оказаться недоступной, то они демонстрировали приблизительно одинаковые результаты с второй группой. А значит, осознание того, что информация может быть утеряна и станет недоступной, существенно влияет на установки по запоминанию. Записывая данные, нужно быть уверенным в том, что вы будете иметь к ним доступ в будущем. То есть сохраненная на компьютере или записанная информация должна гарантировать свою дальнейшую сохранность, иначе весь эффект будет утерян.