«Трудоголизм», или патологическая зависимость от своей работы

Трудоголизм11111111111111Вы постоянно заняты на работе, очень редко берете отпуск и, возможно, даже гордитесь тем, как мало вы отдыхаете? Если это так, то вы не одни. Некоторые недавние исследования подтверждают, опять же, что американские работники, как правило, имеют небольшой отпуск, и они работают более длительные часы. С более подробной повышенной осведомленностью о разрушительных эффектах того, как дисбаланс между работой и отдыхом вредит нам физически и эмоционально, интересно то, что так сильно поддерживает этот нездоровый образ жизни?
Легко привести тот факт, что американские компании предоставляют сотрудникам очень мало оплачиваемых отпусков по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Это единственная передовая экономика в мире, которая не гарантирует своим работникам оплачиваемых отпусков и определенного отдыха, говорит Джон Шмитт, соавтор доклада Центра экономической и Научно-технической политики. И Бюро статистики труда США считает, что, даже после 10 лет работы, около 65 процентов работников имеют менее 2,5 недель оплачиваемого отпуска.
Но отсутствие отпуска, предоставляемого работодателями, является одновременно причиной и следствием: это отражает определенные социальные ценности, которые доминируют в обществе. Например, то, как мы определяем успех и личное развитие, неразрывно связано с успехами на работе. А значит, время, проведенное вдали от работы, подсознательно воспринимается как потраченное впустую. А это, в свою очередь, подкрепляется политикой компании. Но под поверхностью, психологически, часто у человека возникает чувство оказавшегося в ловушке образа жизни, от которого никто не может освободиться. Или, как один человек сказал: «Мне не нравится тот, кем я стал.»
По данным одного из исследований, средний отпуск составляет 12 дней. И 40 процентов работающих людей берет отпуск раз в году только на неделю или даже меньше. Тем не менее, влияние переутомления хорошо известно: оно вызывает более высокие уровни стресса, которые могут создавать как физические заболевания, так и эмоциональные конфликты. Оно провоцирует брачные и семейные конфликты. На самом деле, опрос агентства «Gallup» обнаружил, что почти 70 процентов сотрудников, которые не берут отпуск, сообщают, что они борются, чтобы сбалансировать работу и жизнь. И, в то время как еще одно обследование обнаружило, что около 50 процентов сотрудников утверждают, что удовлетворены своей работой и жизнью, 81 процент также заявили, что неправильный баланс работы и личной жизни станет для них критическим фактором в принятии решения, следует ли принять новую позицию.
По иронии судьбы, переутомление и чрезмерная загруженность работой приводит к меньшей производительности труда и менее эффективному принятию решений, а также уменьшению внимания и ясности. Это стало еще хуже в современном мире, где благодаря цифровым технологиям люди 24 часа в сутки доступны для внешнего мира и не могут отдохнуть от него. Таким образом, получается, что у современного человека возможностей для отдыха в целом намного меньше, чем было, скажем у наших предков еще сто-двести лет назад.
Как говорится, никто на смертном одре не говорит, что он хотел бы провести больше времени в офисе. Так что заставляет людей уменьшить время отдыха от работы, даже короткие перерывы для «подзарядки» и «перезагрузки» своей энергии и жизненного баланса? Почему, даже понимая, что чрезмерная загруженность на работе вредит здоровью и личной жизни, мы тем не менее продолжаем по двенадцать, а то и больше часов в сутки жить исключительно своей работой?
Мы должны учитывать некоторые социальные и психологические мотивы, которые приводят к этой парадоксальной картине. Вот некоторые, которые стоит отметить:
Страстное увлечение своей работой
Для некоторых людей, описанная выше картина может ввести в заблуждение. То есть, некоторые люди очень энергичны и страстны в том, что они делают. Они очень заняты, как в целом, так и в периодических всплесках активности. Их творческая и умственная энергия требует чего-то большего, чем просто личные награды. Они руководятся широким смыслом служения, миссии, продукта или цели, которая вербует их творческие, эмоциональные и интеллектуальные способности.
С внешней стороны может выглядеть, что они работают без остановок, с небольшим количеством отдыха. Но это на самом деле не совсем так. Они, как правило, периодически отдыхают, когда могут участвовать в другой деятельности или опыте, отличных от того, чем является их работа.
Тем не менее, важно различать такого рода страстную вовлеченность от того, что может выглядеть похоже на поверхности, но отражает навязчивые, самовлюбленные, доминирующие отношения; то есть внутренние, подсознательные вопросы. Недавнее исследование Норвежской школы менеджмента описало последнее как «навязчивую страсть», подпитываемую потребностью в социальном статусе и самоуважении. Не удивительно, что это связано с выгоранием, семейными конфликтами и жизненно-рабочими стрессами.
Классический трудоголизмТрудоголизм22222222222222222
Вовпреки стереотипам, истинные трудоголики вовсе не «влюблены» в свою работу. Такой человек, как правило, выполняет свою работу чисто механически, без страстной силы. Он человек часто чувствует себя в ловушке в течение долгих рабочих часов. И даже в то время, как он номинально находится «на отдыхе», он может посвящать телефону или компьютеру большую часть своего времени. Классический трудоголик не в состоянии по-настоящему взять время для отдыха от работы. Он или она может быть бессознательно стремиться угодить требованием босса, карьеры или компании в целом. Или же, трудоголик может обратиться к погружению в работу как «решение» внутренних проблем, часто бессознательно, для того, чтобы избежать необходимости проводить больше времени с супругом и детьми. Поэтому для них мысль о отдыхе, вдали от работы, особенно страшна: это угрожает выставить на первый план вопрос личных отношений и показать, что трудоголизм – не более чем маска. Таким образом, для трудоголика полное погружение в свою работу является просто способом убежать от вызовов реальности и спрятаться под чрезмерной рабочей загрузкой от угрызений совести по поводу нереализованной личной жизни.
Условно успешный карьеризм
Возможно, самым крупным источником неспособности отпустить работу, а не посвятить время отдыху для обновления и сбалансирования своих сил, это наше социально обусловленное видение и определение успеха и традиционной «мужественности». Здесь человек стремится приравнять самооценку, личную ценность, статус и материальный успех с долгими часами работы без перерывов.
Например, некоторые люди отмечают с самодовольной улыбкой: «У меня не было отпуска многие годы — это не для меня». Такие люди, как правило, говорят, что они не имеют никаких проблем вообще, сосредоточившись на важной, ответственной работе. Они считают, что ничем не жертвуют, проводя на работе в среднем около 60 часов в неделю или больше.
Многие из них поступают так из-за нашего традиционного культурного определения успеха, который давно связан с «мужественности», но теперь рушится, по мере того как наше общество развивается и диверсифицирует. Многие могут испытать потерю своей идентичности, понятия о цели и месте в мире. Они могут чувствовать себя так, как будто это угрожает. Это люди, в частности, которые цепляются за традиционные позиции влияния в обществе и которые определяют их самооценку. Поэтому такой человек может испытать ужас, потеряв то, что они всегда предполагали составляющими стабильной, успешной жизни. Они могут считать свою жизнь немыслимой без своего места в обществе и их безопасного места в мире; и они будут вечными заложниками этой стабильности.
Условно успешный человек поэтому часто избегает отдыха от работы, и считает «нужным» работать долгие часы, несмотря на усталость. Но по мере роста роли женщин в бизнесе и политике, социально-гендерный переворот может сдвинуть ту динамику, которая была увековечена нездоровым отношением, поведением и образом жизни трудоголика, традиционного представлявшего успешного мужчины. Скоро эти стереотипы должны измениться, и не только в плане того, что успешный человек прежде всего ассоциируется с образом мужчины, но также и в том, что для полноценного саморазвития нужно достичь не только карьерных высот, но и суметь найти баланс между полноценной личной и социальной жизнью не в ущерб карьерному росту.
Суя по тому, как меняются общественные ценности, следует ожидать, что для людей будущего работа вовсе не будет являться основным и единственно возможным способом реализовать свои личные амбиции. Со временем, хотелось бы в это верить, наше общество будет состоять из работников, которые будут управлять своей нормальной, повседневной жизнь, регулируя работу и отдых и тем самым избегая стресса, со здоровыми отношениями, кто знает пользу для себя и общества благодаря более разнообразной, интегрированной жизни. И мы сможем увидеть людей, страстно увлеченных своей работой, но способных интенсивно заниматься интересными проблемами, а затем отдыхать, чтобы наслаждаться другими видам удовольствий и жизненного опыта.