Обвиняя жертву

ком1707У вас когда-нибудь происходили неприятные события или даже беды? Такое точно бывало у большинства из нас. Истории о случившемся у большинства вызовет сожаление и соболезнование, но найдутся и такие, кто будет во всем случившемся обвинять именно вас и только вас. Ведь ничего бы не произошло, если бы вы просто сидели дома и не высовывали на улицу нос. Жертвы изнасилования получают ещё больше неприятных слов в свой адрес. Многие говорят, что девушка просто «спровоцировала» преступника. Психологи решили разобраться в вопросе о том, почему многие люди склонны обвинять во всех бедах именно жертву, а не самого преступника.

Главная причина этого заключается в особом наборе моральных качеств и ценностей. Чем больше человек ценит верность, целомудрие и все, что с ними связано, тем больше такие люди будут винить во всем именно жертву. Если же человеку более близкие такие качества как справедливость и забота о близких, тогда виновником будет именно преступник.

Лиане Янг и Лаура Ниеми, которые являются психологами Гарвардского университета, изучив этот вопрос, решили предложить свое видение этой проблемы. Они предложили собственную классификацию ценностей человека.

Они могут быть индивидуализирующими, связующими. В чистом виде они очень редко встречаются и взаимосвязаны между собой только в разных пропорциях. В первом случае человек больше ценит принципы справедливости, а во втором — сплоченность конкретной группы.

Приверженцы «индивидуализирующих» взглядов чаще всего рассматривают ситуацию с точки зрения «жертва-преступник», в то время, когда «скрепляющие» большее внимание обращают на сам прецедент, что произошел. Чем больше ситуация наполнена безнравственными поступками, тем больше в случившемся будут виноват именно пострадавший.

Исследователи из Гарвардского университета решили провести исследование и выяснить как будут относиться консерваторы к жертвам различных преступлений. Оказалось, что «связующие» обвиняют только жертву, и не обращают никакого внимания на обстоятельства совершения преступления. Чем больше участники эксперимента узнавали о жертве, тем меньше они говорили о ней как о пострадавшей стороне. В частности, представители «связующей» группы на сто процентов были уверены в том, что исход преступления зависит именно от жертвы, но не от преступника.

Затем психологи решили исследовать, возможно ли изменить у таких людей восприятие жертвы и преступника. Оказалось, что делая большой акцент на мучениях жертвы, участники эксперимента начинали ещё больше обвинять жертву и негативно к ней относиться. Если же больше внимания уделялось именно преступнику, то и интерес к жертве становился менее интенсивным.

Изменить отношение к жертве такой категории людей возможно. Стоит только провести изменения в юридических формулировках. Для этого будет достаточно перестать говорить о пострадавшем в качестве бедолажки, которой очень сильно досталось, и начать говорить о преступнике. Такие изменения нужны не только для психологов, но и для правосудия.