Так ли уж плохо быть посредственностью?

посредственность22Без сомнения, каждый из нас слышал слово «посредственность». Его обычно употребляют с оттенком пренебрежения, корда хотят сказать о кем-то, что он лишен особых талантов или дарований, и является частью «серой массы». В глубине души никто из нас не считает себя посредственностью однако действительно ли это плохо – быть посредственностью?

Большинство психологических качеств обычно распределяются неодинаково, а это означает, что около 65% населения планеты имеют средний интеллект, средние показатели личности, памяти, лидерского потенциала, склонности к творчеству и т. д. К сожалению, это не значит, что они знают об этом, поскольку большинство людей оценивают себя лучше, чем среднего, по любой желаемой черте.

Возможно, наиболее поразительно, что слово «посредственность» сродни оскорблению и, вероятно, обидит большее количество людей. Действительно, многие люди предпочли бы быть уникальными, а не просто нормальными в хорошем смысле этого слова. Эта потребность в уникальности является распространенным симптомом нарциссизма, который неуклонно растет в течение прошлого века. Эпидемия нарциссизма объясняет существенное увеличение желания любого человека быть знаменитым, особенным и выделяться из толпы. Она достигла патологических масштабов в 1980-х годах. Например, в 1950-х годах только 12% студентов колледжей США назвали себя «важным человеком». К 1980-м году этот показатель вырос до 80%.

Вопреки распространенному мнению, есть много преимуществ быть (и чувствовать) себя посредственностью. Если вы хотите избежать большинства физических и психологических заболеваний, быть «средним» является одним из ваших лучших вариантов, поскольку патология обычно связана со статистической частотой «выше среднего». Даже желательные характеристики (например, амбиции, общительность, уверенность и добросовестность) являются проблематичными, когда они усугубляются или принимаются до крайности. Амбиция превращается в жадность; общительность в эксгибиционистское внимание; уверенность в высокомерие; а добросовестность — в обсессивно-компульсивное поведение. Как показывает парадоксальный «эффект слишком большого эффекта» психолога Роба Кайзера, очень высокие оценки по этим и другим желаемым признакам столь же неудобны и контрпродуктивны, как и очень низкие оценки, поэтому вам просто лучше быть средним. Кроме того, поскольку вы, вероятно, средние по большинству качеств, чувство усреднения будет переводиться в высокое самосознание, что намного лучше, чем (гораздо более распространенная) альтернатива: чрезмерное заблуждение.

посредственность11Конечно, на более гранулированном уровне — например, генетика, биология, субъективный опыт и т. д. — мы все уникальны, как и все остальные. Популярные советы по самопомощи, призванные охватить нашу уникальность — то есть «просто быть самим собой» — по этой причине довольно комедийны. Как мы могли бы быть не самими собой, и какими бы патетическими достижениями это не было? Как заметил Оскар Уайльд: «все остальные уже приняты». Прославление несоответствия и нетрадиционность — бастион нашего потребительского общества — является эффективной приманкой для того, чтобы люди чувствовали себя особенными, в то время как они подталкивались к тому, чтобы делать, думать и покупать в те же способы, как и все остальные. Излишне говорить, что мир оптимизирован для обычных людей.