Кто придумал обувь для небожителей?

81-fp9fEWnL._UX395_

Одна из самых почетных и трудных военных профессий − воздушно-десантные войска. Хотя легкой воинской службы не бывает. Но труднее всех приходится тем, кто идет первым, прокладывая дорогу остальным. Перед Второй мировой войной опыт проведения воздушно-десантных операций имелся уже практически у всех развитых стран. В том числе и негативный. Слишком много бойцов травмировали ноги при приземлении, особенно в темное время суток. И проблема заключалась не в масштабности операций, которые требуют четкой координации всех подразделений, а в том, что после выброски довольно значительная часть личного состава частично или полностью теряла мобильность, травмируя голеностопный сустав. В ситуации, когда требовалось быстрое передвижение подразделений после десантирования, командованию приходилось или организовывать спасательные мероприятия для отстающих, что практически никогда не делалось, или сразу списать иммобилизованных десантников в процент предполагаемых потерь, ППП. Поэтому вопрос разработки специальной прыжковой обуви стоял очень остро и требовал оперативного решения.

Почему берцы появились не в Советском союзе, где ″молодым везде у нас дорога″, а в загнивающих Соединенных штатах? Разница между США и СССР в годы Второй мировой войны заключалась в том, что американцы не воевали на своей территории. Они могли спокойно заниматься изысканиями в области военной экипировки, затрачивая на это немалые средства. А Союзу необходимо было одевать и обувать огромную армию, здесь и сейчас. Причем значительная часть земельных и природных ресурсов была либо захвачена Вермахтом, либо отбивалась у врага с уже разрушенной инфраструктурой. Вот и появились в свое время кирзовые сапоги, позволившие быстро и дешево обуть миллионы советских солдат. А до разработки прыжковых ботинок в то время руки не доходили.

В 20-е годы на вооружении французской армии состояли сапоги, доходящие до колен, но снабженные спереди шнуровкой. Теперь-то понятно, что их достаточно было укоротить, усилить задник, и получились бы отличные прыжковые ботинки для того времени. Но по разным причинам компания ″Коркоран″, разрабатывающая обувь для воздушных десантников в начале 40-х годов прошлого века, этого сразу не усмотрела. За основу принимались горные ботинки со шнуровкой и с жестким задником, хорошо поддерживающими голеностопный сустав. Решение оказалось удачным. Достаточно было несколько дней провести в такой обуви, чтобы боец привыкал к непривычно жесткой обуви и обучался в ней быстро передвигаться.

Всем известно, что новоявленная миру обувь, берцы, прошла проверку боем во время высадки союзников в Нормандии, в 1944 году. После этого все изменения в основном касались улучшения дышащих и ходовых качеств ботинок. Купить берцы в наши дни можно без проблем. Но даже самые ″крутые″ модели, с мембранами и прочими инновациями по своей идее не ушли далеко от своих прототипов образца 40-х годов. Что лишний раз доказывает значимость и масштабность прорыва, совершенного в то время разработчиками армейской обуви.