Эмоциональный интеллект и креативность

Эмоциональный интеллект и креативность22

Эмоциональный интеллект (EI) в последние десятилетия прошлого века стал считаться важной областью функционирования личности и одной из интереснейших тем психологических исследований. По мнению ученых, он предсказывает все виды жизненных исходов личности. Вероятно, более важный, чем IQ, EI за последние годы утверждал себя как основополагающий аспект того, что значит быть человеком.
В недавнем исследовании, проведенном командой психологов Нью-Йоркского университета, психологи стремились изучить взаимосвязь между аспектом эмоционального интеллекта (ученые называют его «эмпатической точностью») и творчеством. Прошлые исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и творчеством были неоднозначными.

Тем не менее, авторы предположили, что способность точно оценивать эмоции другого будет связана с оценками своего творческого потенциала. Почему? Рассуждения в основном таковы: люди, которые оцениваются как очень креативные, оцениваются как таковые другими людьми, поэтому существует неотъемлемый социальный аспект творчества. Прошлые ученые в области эволюционной психологии, по сути, утверждали, что человеческое творчество в значительной степени эволюционировало в социальных целях — продемонстрировать диспозиционные особенности себя другим в таких областях, как спаривание (см. Geher & Miller, 2008). Таким образом, способность оттачивать эмоции других людей должна соответствовать повышению качества творческих продуктов.

Чтобы проверить эту идею, на эксперимент пригласили более 200 взрослых, которые прошли тест «Чтение разума в глазах» (Baron-Cohen, Wheelwright, Hill, Raste, & Plumb, 2001), давняя мера эмпатической точности, которая включает в себя просмотр фотографий глаз людей, поскольку они создают различные эмоциональные выражения. Участники, которые проходят этот тест, догадываются, какие эмоции выражаются, и для каждого участника, общий балл вычисляется в зависимости от того, насколько он или она прав.

Затем участникам были представлены два мультфильма из Нью-Йорка — без подписей. Один показал парня в деловом костюме, заряженного в огромную пушку. Другой изобразил «Грим-Жнеца», участвующего в бейсбольной игре. Участников попросили написать лучший заголовок, который они могли бы придумать для каждого мультфильма. На более позднем этапе эти подписи были оценены тремя независимыми судьями в 10 измерениях творчества (таких как воображение и юмор).
Наконец, участники заполнили опросник черт личности «Пятерка» (добросовестность, экстраверсия, эмоциональная стабильность, открытость и приемлемость).

Выводы были довольно ясны: для 9 из 10 аспектов творчества высокие баллы по тесту «Чтение разума в глазах» (наша мера EI) были положительно связаны с оценками творчества. Фактически, только «грубость» надписи не была связана с EI. Таким образом, спонтанные образцы творчества, похоже, идут рука об руку с компонентом ЭМП.

Что касается личностных качеств, ученые нашли кое-что еще. Добросовестность была сильно связана с большинством маркеров творчества — отрицательно связана, то есть. Участники, которые набрали больше баллов по добросовестности, написали подписи, которые обычно были ниже по размеру «воображаемости», «проницательности» и «забавности».

Эмоциональный интеллект и креативность1Эмоциональный интеллект является основной чертой человеческой психологии — с последствиями для интимных отношений, образования и бизнеса. Люди, которые имеют более высокий уровень EI, похоже, обладают столь же высокими данными, когда речь заходит о творчестве. Тем более разумно помочь себе и другим развивать эмоциональные способности на протяжении всей жизни.