Психологические причины гендерной дискриминации
Успешные женщины слишком хорошо знают, что в любом виде профессий, где доминируют мужчины, мы часто оказываемся в явно невыгодном положении. Нас часто недооценивают и даже недоплачивают. Исследования показывают, что женщинам приходится тяжело трудиться, чтобы просто считаться умеренно компетентными по сравнению со своими коллегами мужского пола.
Однако одно из сложнейших препятствий, которое приходится преодолеть женщинам, чтобы быть успешными, лежит внутри них самих. Мы оцениваем наши собственные способности в принципиально иной способ, чем мужчины. Осознание причин этого является первым шагом к преодолению дискриминации. И чтобы сделать это, мы должны сделать шаг назад во времени.
Если вы являетесь успешным профессионалом сегодня, то велика вероятность того, что вы были довольно успешной ученицей в школе. Психолог Кэрол Двек провела ряд исследований в 1980-е годы, изучая то, насколько успешно разнополые дети в пятом классе осваивают новый, сложный и непонятный материал.
Она обнаружила, что успешные девушки, изучая что-то, что было особенно непонятным или сложным, были склонны быстро отказаться от изучения — и тем выше IQ девочек, тем больше был риск того, что они «пасовали» перед сложной задачей. Успешные мальчики, напротив, рассматривали трудности как вызов, и напряженно старались освоить его. Они, скорее всего, удваивали свои усилия, а не сдавались.
Почему это происходит? На уровне 5 класса девочки обычно превосходят мальчиков во всех предметах. Так что не было никаких различий между этими мальчиками и девочками ни в способностях, ни в прошлых успехах. Разница была лишь в том, как успешные мальчики и девочки интерпретировали трудности в изучении нового. Успешные девочки были намного более склонные быстро сомневаться в своих способностях.
Исследователи обнаружили причину этой разницы в том, как интерпретируются трудности, и это просто: чаще всего, успешные девушки считают, что их способности являются врожденными и не меняются, а успешные мальчики уверены, что они могут развить свои способности благодаря усилиям и практике.
Как у мальчиков и девочек развиваются эти различные взгляды? Скорее всего, это происходит на основе обратной связи, которую мы получаем от родителей и учителей, детей. Девушек, которые раньше развивают самоконтроль и более послушны, часто хвалят за их «ум». Когда мы хорошо учимся в школе, нам говорят, что мы «умны». Подразумевается, что такие признаки, как ловкость, ум и добродетели, это качества, которые у вас либо есть, либо нет.
С мальчиками ситуация обстоит несколько иначе. Просто заставить мальчика спокойно сидеть и не отвлекаться является реальной проблемой для любого родителя или учителя. В результате они получают намного больше сообщений, подчеркивающих важность их усилий (например, «Если бы ты просто обратил внимание, то смог бы узнать это…,» «Если бы вы просто попробовал немного более сложную задачу, ты мог бы получить высшую оценку»). В итоге при изучении чего-то нового, действительно трудного, девочки воспринимают это как знак того, что они не являются «хорошими» и «умными», а мальчики принимают это как знак, чтобы обратить внимание на задачу и попытаться приложить усилия к ее разрешению.