Новые психологические подходы к изучению счастья
Всемирно известный психиатр Рэндолф Нессе в одной из своих книг выдвинул интересную идею. В своем знаменательном труде по теме эволюционной медицины (см. Nesse & Williams, 1995), Несс делает вывод, что тревожные переживания не являются симптомом болезни (будь то физический или эмоциональный дискомфорт). Они существуют по нормальным эволюционным причинам, и любые медицинские подходы, которые направлены на улучшение таких симптомов, наивны, ограниченны и потенциально проблематичны.
Принято считать, что беспокойство, являясь достаточно неприятным ощущением, играет мотивационный фактор в нашей жизни: оно побуждает нас к чему-то новому. На самом деле, с точки зрения эволюции (см. Nesse & Ellsworth, 2009), это в значительной степени основная причина тревоги: она играет роль фактора мотивации людей к действиям, способствующим адаптации к новым условиям. Наши предки, которые не проявляли беспокойства по поводу реальных угроз своему существованию, не предприняли бы соответствующие шаги для решения этих проблем. Тревога нам не нравится, но это существенная черта человеческой психологии. А улучшение состояния тревоги в полной мере, как доказывает Нессе, на самом деле может быть неадекватным и контрпродуктивным.
Счастье — это только приблизительная цель. Эмоции человека эволюционировали, поскольку они, как правило, работают, чтобы приносить эволюционные выгоды отдельным людям, помогая в конечном счете увеличить вероятность выживания и / или репродукции. Так же, как тревога развилась, чтобы помочь мотивировать адаптивное поведение, счастье также развивалось, чтобы мотивировать адаптивное поведение.
Если вы посмотрите на вещи, которые делают людей счастливыми, вы можете быстро увидеть, что они обычно отображают результаты, которые привели бы к увеличению вероятности выживания и / или воспроизводства наших предков. Вот короткий список:
1. Продукты питания.
2. Пол.
3. Совместная деятельность с соплеменниками.
4. Успех в социальных контекстах.
5. Завершение задач.
Мы можем легко увидеть, как эти виды исходов не только способны привести к счастью, но и имеют явные преимущества с точки зрения эволюции. Говоря эволюционным языком, мы бы сказали, что счастье — это ближайший результат. Это важно, и это приятно. Но это не окончательный эволюционный результат. Конечные результаты относятся к результатам, которые влияют на увеличение вероятности выживания и размножения. Таким образом, мы можем быть взволнованы, если на столе перед нами на день рождения будет кусок шоколадного торта. Но это мгновенное счастье — не самоцель. Мы эволюционировали, чтобы быть счастливыми, когда нам предлагали богатые продукты питания, потому что наши предки, которые были мотивированы найти хорошую пищу, с большей вероятностью полноценно питались и таким образом выжили и размножились.
Счастье, как и тревога, является аффективным состоянием с первичной эволюционирующей функцией мотивации к участию в поведении, которое привело бы к эволюционно адаптивным результатам в условиях предков.
Счастье — это не конечная цель. С эволюционной точки зрения, это лишь средство для достижения цели.