Как теория эволюции объясняет развитие человеческого общества?
В своей книге «Рациональный оптимист: как развивается процветание» (2010), американский психолог Мэтт Ридли приводит наблюдение, что человеческие существа — единственные представители животного мира, которые способны оказывать услуги для других, меняться или торговать чем-то. Благодаря эволюционному развитию, возрастающей численности населения, торговля привела к большому разделения труда и специализаций. Торговля увеличивает богатство людей, поощряя специализацию труда, делая иначе более дорогие товары и услуги более доступными. Таким образом, процветание общества только развивается.
Оставаясь рациональным оптимистом, в своей новой книге «Эволюция всего: Как возникают новые идеи», Ридли утверждает, что теория эволюции — это больше, чем просто «универсальное объяснение природы жизни»; это ключ к пониманию нашего мира. Как говорит автор, «маховик истории, постепенные изменения путем проб и ошибок, инновации обусловлены рекомбинацией генов».
Автор применяет теорию эволюции ко всем сферам человеческой жизни.
Для Ридли, язык является прекрасным примером эволюционного явления. Мировые языки развивались постепенно на основе примитивного набора звуков, а со временем превратились в совершенные и богатые системы общения. Никто не начинал разрабатывать языки искусственно, они формировались стихийно. А в некоторых случаях, когда язык был искусственно разработан, например эсперанто, этот язык не прижился в мире. Каждый язык имеет свои правила, но эти правила никто не устанавливал, они сформировались самостоятельно с течением веков, и постепенно могут меняться.
Ридли, как и другие до этого, указывает, что эволюционность мышления предшествует его применению к биологии. В самом деле, концепция развития экономики Адама Смита оказала большое влияние на Чарльза Дарвина в развитии его теории эволюции. Выдающийся биолог Стивен Джей Гулд утверждал, что теорию Дарвина «следует рассматривать в качестве длительной аналогии … к теории невмешательства экономики Адама Смита». Как ни странно, хотя Гулд был марксистом, он в то же время придерживался позиций креационизма. Как утверждает Ридли, однако, «если жизнь не нуждается в интеллектуальном дизайнере, то почему бы рынку потребовался идеальный планировщик?»
Великое процветание последних столетий делает заманчивыми поиски разумного дизайнера, который управляет нашим миром. Ридли указывает, что «средний человек, живущий в современном мире, зарабатывает в год в от десяти до двадцати раз больше денег, в реальном выражении, чем средний человек зарабатывал в 1800 году». Как утверждает Ридли, «это процветание появилось не из-за человеческой политики. Оно развилось благодаря взаимодействия людей с помощью особого избирательного процесса, очень похожего на эволюцию «.
Столкнувшись со сложностью экономики, остается сильный соблазн, чтобы думать, что некий контроль должен быть необходим, чтобы заставить экономические процессы проходить бесперебойно. Но так же как никто не планировал путь биологической эволюции, никто не должен планировать и экономику. В самом деле, попытки централизованного планирования являются контрпродуктивными. «Главной особенностью торговли, и тем, что отличает ее от социалистического планирования, является то, что она децентрализована». Ни один мудрый лидер или бюрократ не может консолидировать всю информацию, которая находится в свободном доступе и учитывается мириадами участников рынке. Это не означает, что люди настолько умны. Дело в том, что они работают вместе без центрального планирования или координации, и, что парадоксально, попытки планировать и координировать их деятельность уменьшают ее эффективность.
Любопытная задача экономики состоит в демонстрации людям, как мало они знают о том деле, которое, как они воображают, они могут проектировать. Для несведущего человека достижение порядка может показаться только продуктом преднамеренной договоренности, однако это может показаться абсурдным, что на самом деле комплексный порядок может быть более эффективно достигнут путем децентрализации решений, и что разделение полномочий может на самом деле продлить возможность общего порядка. Тем не менее, децентрализация на самом деле приводит к тому, что больше дополнительной информации принимается во внимание людьми.
Это может звучать хорошо в теории, но на практике, разве не было доказано, что экономика требует регулирования? И разве финансовый кризис 2008 года не был вызван отсутствием регулирования? Ридли утверждает, что ответ на оба вопроса – «нет». В самом деле, регулирование было проблемой в той степени, что она вызвало большую неэффективность, требуя, чтобы кредиты были выданы для тех людей, у которых не были кредитных рисков, и регуляторы заверяли все мировое сообщество, что все будет прекрасно, вплоть до точки, когда все пошло не так. Таким образом, слишком высокий уровень регулирования создал ложное чувство безопасности.
Ридли отмечает огромную роль эволюции не только в экономике, но и в других сферах нашей жизни. Относительно образования, Ридли утверждает, что традиционные школы слишком обременены правилами, установленными сверху. Гораздо лучше было бы, если бы учениками руководили бы не иснструкции педагогов, а их естественное любопытство и жажда открытий. В обсуждении эволюции руководства Ридли отвергает теорию о великих людях в истории и утверждает, что большинство руководителей являются чисто номинальными, и что не президенты развивают страны, а общественность этих стран. Кроме того, в книге излагаются увлекательные идеи относительно эволюции культуры, морали, религии и технологий. Во всех случаях основная идея заключается в том, что «слишком долго мы недооценивали силу спонтанных, органических и конструктивных изменений, которые формируют процесс развития нашего общества».
Рациональные оптимисты надеются на будущее, которое принесет больше здоровья, богатства, мира и процветания в значительной степени в результате случайных и внеплановых явлений. И это не просто принятие желаемого за действительное, это научный факт, подтверждаемый теорией эволюции.