В чем заключается и на чем основывается понятие моральной ответственности?
Во все времена человечество как раса разумных, мыслящих существ, верило в силу моральной ответственности. Мораль выступала тем мощным регулятором поведения, которая определяла целесообразность и допустимость различных человеческих поступков с точки зрения «добра и зла». Но откуда взялась эта вера в моральную ответственность?
Некоторые философы считают, что существует странное несоответствие между силой философских аргументов в поддержку моральной ответственности, и силой философской веры в моральную ответственность. В то время как многие аргументы в пользу моральной ответственности изобретательны, тонки и увлекательны, но даже самые ярые сторонники нравственной ответственности признают, что эти аргументы далеко не всегда убедительны; и некоторые из наименее твердых аргументов пользу моральной ответственности, такие как изречение философа Петера Ван Инвагена, который считает, что свободная воля должна «оставаться загадкой», но так как она необходима для моральной ответственности, мы все должны иметь ее, вызывают много вопросов. Проанализировав все философские аргументы в пользу моральной ответственности, становится ясно, что вера в моральную ответственность, будь среди обычных людей или среди философов, основана на чем-то ином, чем философские соображения.
Самые глубокие корни нашей приверженности к моральной ответственности заключаются в сильных эмоций, а не в разуме. Есть много источников упорной веры в моральную ответственность, и некоторые из них довольно тонкие. Но самый основной источник заключается в элементарном желании возмездия за совершенное зло или несправедливость. Вера в то, что зло наказуемо, помогает человеку справиться с перенесенной обидой и болью.
Одним из ключевых механизмов, на которых строится понятие моральной ответственности, как ни странно, является мотив мести. Месть является мощным мотивом, месть сладка, и возмездие приносит обиженному человеку удовлетворение. Желание нанести ответный удар, чтобы взять в руки оружие против моря бед, чтобы отомстить: это не только мощное желание, но оно позволяет человеку чувствовать себя морально оправданным. Мы хотим наказать обидчика, и мы готовы чем-то пожертвовать для того, чтобы сделать это.
Философ Нил Леви в недавней статье в журнале Aeon объясняет, как в качестве топлива для наших нравственных эмоций выступают карательные импульсы, которые в свою очередь часто приводит к чрезмерно жестким формам наказания.
Человеческие существа склонны к карательным действиям. Возможно, потому что мы — социальные животные, и требуем сотрудничества от других для достижения наших целей, мы склонны наказывать тех, кто использует нас самих. В обществе сложилось, что люди, принимающие преимущества, на которые они не имеют права, подлежат исключению, наложению штрафов или более жестким мерам. Прегрешение вызывает сильные эмоции в нас, не важно, причинено зло нам самим или другим. В ходе истории человечества общественное возмущение и негодование вызвали головокружительные разнообразие карательной практики — остракизм, тюремное заключение, обезглавливание, четвертование, повешение и очень многое другое. Детали различаются в разных культурах, но виды наказаний практически универсальны, потому что они применялись в наших эволюционных интересах. Поэтому можно утверждать, что понятие моральной ответственности абсолютно обоснованно и с точки зрения общественной необходимости, и с точки зрения отдельного индивида. Главное – чтобы наказание было справедливым и не чрезмерно суровым.