Парадоксы педагогической психологии

Парадоксы педагогической психологии11В педагогике и педагогической психологии сейчас очень популярно обсуждать отрицательный эффект летних каникул на успеваемость учащихся. Речь идет о так называемом понятии  «летнего перерыва». Каждое лето мы слышим от педагогов о «летнем перерыве» в академическом обучении. Утверждение состоит в том, что дети теряют большую часть тех знаний, которые они получили в школе, во время «летнего перерыва», поэтому теряется время, и осенью приходится повторно проходить уже изученное. Некоторые даже утверждают, что школьное обучение должно продолжаться в течение лета, чтобы предотвратить эту потерю! Вот несколько вопросов и мыслей, которые приходят на ум, когда речь идет о «летнем перерыве»:

  • Если дети теряют академические навыки в течение нескольких недель лета, то действительно ли они хорошо изучили эти навыки? Должно быть, это было довольно поверхностное обучение.
  • Если навыки, преподаваемые в школе, так легко теряются, то что происходит, когда люди, наконец, заканчивают школу и продолжают жить за ее пределами? Разве навыки не будут потеряны? Если мы собираемся заставить детей оставаться в школе все лето, чтобы они не теряли навыков, тогда, возможно, мы должны заставить всех нас оставаться в школе всю нашу жизнь, чтобы мы не теряли полезных навыков!

Очень часто люди, пишущие о летнем перерыве, полагают, что единственное обучение, которое важно, — это обучение, которое происходит в школе, и измеряется на школьных экзаменах. Удивительно, как часто это предположение не имеет значения. Самые важные уроки жизни не могут преподаваться, и их можно изучать только в реальной жизни. В реальной жизни мы узнаем, как принимать наши собственные решения, как реализовать свои собственные действия, как на самом деле делать что-то, а не запоминать вещи. Для школьников лето — это время для погружения в реальную жизнь. Школа, в лучшем случае, готовит детей к еще большему количеству новых школ. Реальная жизнь готовит детей к реальной жизни.

Заявления о летнем перерыве не подкреплены научными данными. Что действительно показывает исследование относительно потери школьного обучения в течение лета? Многое из того, что мы слышим о летнем перерыве, — это миф.

Парадоксы педагогической психологии22Исследования, касающиеся летнего перерыва, продолжаются около 100 лет. Большинство исследований, посвященных этому вопросу, были проведены несколько десятилетий назад (обзор см. В Cooper et al., 1996). В целом, исследование показывает, что, как измеряется стандартными академическими испытаниями результатов, во время летних каникул существует как минимум столько же успехов в учебе, что и потерь.  Большинство исследований были сосредоточены на умениях чтения и математики. Хотя результаты несколько несовместимы с исследованиями для изучения, большинство исследований не показывают ни значительных изменений, ни увеличения способности к чтению в течение лета. Кажется, что проблема связана с математикой, где довольно много исследований показывают значительное снижение. Любопытно, являются ли все виды математических способностей потерянными или только некоторые?

Были проведены три исследования, в которых учащиеся были протестированы непосредственно перед и сразу после летних каникул на уровень математических достижений, которые отделяли способность вычислений от способности математического рассуждения, и все они показали, что расчетная способность немного снизилась в течение лета, но математические рассуждения значительно выросли!