10 распространенных психологических мифов

10 распространенных психологических мифов1111Психологические мифы являются распространенными заблуждениями о том, как функционируют ум и мозг. Когда эти мифы уходят в общественное сознание, людям часто сложно отделять научные факты от фантастики. Предыдущие исследования показали, что вера в такие мифы распространена среди широкой общественности.  Новое исследование в США многодисциплинарной группой исследователей из различных академических учреждений, включая больницу Гарвардскую медицинскую школу, Американский университет, Институт медицинских наук MGH, Денверский университет и Университет Хьюстона, сообщает, что псевдонаучные заблуждения  удивительно распространены как в общем населении, так и среди тех, кто имеет высшее профильное образование. Эти результаты были опубликованы 10 августа в «Frontiers in Psychology».

По словам авторов: «Это исследование является первым, кто использует большую выборку из Соединенных Штатов для сравнения распространенности и предикторов психологических предрассудков среди педагогов, широкой общественности и людей с высоким уровнем образования в сфере неврологии».

Келли Макдональд из Лаборатории нейропсихологии развития в Университете Хьюстона сыграла ключевую роль в этом исследовании. Для этого исследования Макдональд и ее коллеги собрали ответы и демографические данные через онлайн-опрос, проведенный TestMyBrain.org. Этот опрос задает множество вопросов о вашем прошлом, а затем просит респондентов выбрать «True» или «False» в ответ на серию из 32 вопросов. Ниже приведены восемь основных психологических мифов, взятых непосредственно из опроса:

  1. У некоторых из нас преобладает левое полушарие мозга, а у других доминирует правое, и это помогает объяснить различия в том, как мы учимся. (ЛОЖЬ). Оба полушария мозга работают вместе. Нет убедительных доказательств того, что обучение людей отличается важными способами, основанными на том, что одно полушарие является более доминирующим, чем другое.
  2. Развитие мозга завершается к тому времени, когда человек достигаеь половой зрелости. (ЛОЖЬ). Развитие головного мозга продолжается в подростковом возрасте и в зрелом возрасте, особенно в развитии лобных долей головного мозга, которые важны для принятия решений.
  3. Обучение связано с добавлением новых клеток в мозг. (ЛОЖЬ.) Обучение возникает из-за изменений в связях между клетками мозга.
  4. Общим признаком дислексии является «обратное» видение букв. (ЛОЖЬ.) У людей с дислексией есть особые трудности с расшифровкой написанных слов. Для большинства людей с дислексией эта сложность декодирования связана с отображением звуков на буквы, а не визуальным появлением слов.
  5. Умственные способности являются наследственными и не могут быть изменены окружающей средой или опытом. (ЛОЖЬ). У умственных способностей есть генетический компонент, но на них также сильно влияют факторы окружающей среды и достаточный опыт для развития.
  6. Мы используем лишь 10 процентов потенциальных возможностей нашего мозга. (ЛОЖЬ). Здоровый человек использует 100 процентов своего мозга.
  7. Когда мы спим, мозг «выключается». (ЛОЖЬ.). Есть изменения активности мозга, когда мы ложимся спать, но мозг активен 24 часа в сутки, независимо от того, спим мы или бодрствуем.
  8. Прослушивание классической музыки увеличивает способность детей рассуждать. (ЛОЖЬ.) Существует мало свидетельств того, что классическая музыка (так называемый эффект «Моцарта») влияет на способность детей рассуждать в любом возрасте.

10 распространенных психологических мифов22