Общение — важная сторона человеческой жизни
Вся система межличностных отношений человека реализуется при помощи процесса общения. Понятие общения — одно из ключевых в системе знаний о человеческой личности. Наука рассматривает общение как деятельность, направленную на передачу смысла через общую систему знаков и знаковых правил. Общение выполняет важную социологическую функцию: оно выполняет роль средства передачи накопленного обществом опыта. В процессе общения мы открываем для себя внутренний мир других людей, взаимно обмениваемся с ним впечатлениями, мыслями, эмоциями и т.п. В процессе общения человек не только самоопределяется, выявляя свои индивидуальные особенности, но и налаживает определенные отношения с окружающими. Благодаря общению происходит формирование норм и культуры поведения.
Любая форма процесса общения является так же и совместной деятельностью, способствует установлению взаимодействия между людьми.
Общение выполняет несколько важных функций:
1.Передача и прием информации, обмен информацией.
2.Регуляция поведения (не только собственного, но и действий других людей).
3.Понимание человека человеком.
Общение может быть не только словесным – вербальным, но и невербальным. Существует также внутреннее, мысленное общение – «разговор» с самим собой.
Невербальное общение происходит неосознанно. В таким случае человек использует жесты, мимику, движения тела. Если вы научитесь различать те или иные составляющие невербального общения, то научитесь лучше понимать настроение и душевное состояние собеседника.
Вербальное общение происходит в виде словесного, разговорного взаимодействия. При словесном общении человек использует язык, речь. Вербальное общение обычно происходит в форме разговора – диалога. Самая важная функция такого вида общения, кроме обмена информацией и эмоциями, это принятие общего решения.
Невербальное общение описывает процесс передачи смысла в виде сообщений, но не слов. Примеры невербальной коммуникации включают тактильную коммуникацию, жесты, язык тела, выражение лица, зрительный контакт. Речь также содержит невербальные элементы, известные как, например, ритм, интонация, темп речи. Исследования показали, что до 55% человеческого общения может происходить через невербальные приемы. Кроме того, письменные тексты также включают невербальные элементы, такие как почерк, стиль, пространственное расположение слов и использование значков («смайликов»), чтобы передать эмоциональное состояние автора.
Эффективная устная или «языковая» коммуникации зависит от ряда обстоятельств и не может быть полностью отделена от других важных межличностных навыков, таких, как умение слушать и разъяснять. Человеческий язык можно определить как систему символов (которые иногда называют лексемами) и грамматики (правил), с помощью которых эти символы используются. Общение – это всегда двусторонний, а не односторонний процесс. Этот процесс направлен на реализацию определенных целей, достижение оптимального результата, достижение эффективного взаимодействия между участниками процесса общения.