Бихевиоризм — поведенческая психология
Бихевиоризм, или поведенческая психология, это подход в психологии, который сочетает в себе элементы философии, методологии и биологии. Он возник в начале ХХ века как реакция на «менталистский» подход в психологии, предположения которого с трудом могли бы быть проверены с помощью строгих научно-экспериментальных методов. Основной принцип методологического бихевиоризма, выраженный в трудах Джона Б. Уотсона и других, является тем, что психология должна заниматься только с наблюдаемыми событиями, которые поддаются практическому опыту.
Бихевиоризм фактически отрицает роль сознания как предмета научного исследования. Психика в бихевиористской концепции сводится к различным формам поведения, которое понимается как совокупность реакций организма и психики на различные стимулы окружающей среды. Основоположник бихевиористского подхода Дж. Уотсон исключил из психологии понятие сознания как такового, у него фактически получилась «психология без психики». Предметом бихевиористической психологии является только поведение человека от рождения до смерти. Образование человека бихевиористы рассматривают как образование цепи условных реакций. Со временем анализ бихевиоризма показал, что его исходные принципы являются неполными и не способны стимулировать развитие научных знаний о личности.
Бихевиоризм фокусируется на одном конкретном мнении о процессе обучения: изменение внешнего поведения достигается путем использования способов формировать поведение. Закрепление нужных форм поведения происходит с помощью разного рода «наград» — поощрений, похвалы, стимулов. Желаемое поведение вознаграждается, в то время как нежелательное поведение наказывается. В рамках бихевиористской модели обучения, «учитель» является доминирующим субъектом и занимает полный контроль над тем, кто учится. Оценка обучения идет от наставника, который решает, что правильно или неправильно. Учащийся не имеет никакой возможности для оценки в процессе обучения. Концептуализация обучения с использованием этого подхода можно считать «поверхностной», так как акцент делается на чисто внешние изменения в поведении, т.е. в этом процессе нет места для эмоций.
Основная предпосылка радикального бихевиоризма состоит в том, что изучение поведения должно происходить без учета гипотетических внутренних состояний индивида в качестве причин для его поведения. Начиная с 2007 года, современный бихевиоризм, известный как «анализ поведения», приобрел новое значение. Интересы среди аналитиков поведения сегодня включают широкий круг исследований, среди которых отклонения в развитии, аутизм, вопросы психологии культуры, клинической психологии, речевого поведения, организационной психологии.
Применение поведенческой технологии, известные также как прикладной анализ поведения, особенно хорошо зарекомендовало себя в области преодоления отклонений в развитии, начиная с 1960-х годов. Лечение лиц с диагнозом расстройства аутистического спектра особенно быстро прогрессирует с середины 1990-х годов. Современный анализ поведения также стал чрезвычайно популярным в научных исследованиях и разработках, связанных с языком и познанием, с развитием «теории реляционного кадра». Теоретики и исследователи с сфере поведенческой психологии создали свою собственную специализированную психологическую организацию, известную как» Ассоциация контекстной поведенческой науки (ACBS)». Она быстро развивается и в нынешнее время составляет более 5000 членов по всему миру.