Чувство и страсть
В психологии эмоциональные проявления принято различать в зависимости от силы, источника и выраженности переживаний. Поэтому наряду с чувствами ученые выделяют еще и страсти. Если чувство – это стойкое эмоциональное отношение, которое отражает оценку человеком определенного объекта, то страсть – это стойкое, сильное чувство, которое способно доминировать над другими побуждениями человека. Страсть приводит к сосредоточению всех сил и устремлений на предмете страсти. Можно сказать, что страсть – это очень сильное чувство.
Причины возникновения страстей разные. Они могут возникать на основе идейных убеждений личности или исходить из плотских влечений. Страсти также могут иметь патологическую природу, то есть возникать на фоне психических отклонений и заболеваний.
Страсть может одобряться, приниматься самой личностью, которая ее испытывает, а может осуждаться ею и восприниматься как нечто нежелательное, греховное, навязчивое.
Страсти, как и чувства, можно условно поделить на веселые, печальные или смешанные.
Переживание страстей провоцирует возникновение болезней. Так, например, болезни желудка, печени, поджелудочной железы или селезенки могут быть обусловлены переживанием горя, зависти, честолюбия или разочарования.
90% больных онкологическими болезнями «обязаны» их возникновению сильным нравственным потрясениям.
Чрезмерная страсть к познанию, учению приводит к проблемам с пищеварительной системой, бессоннице, геморрою, нервной раздражительности.
Французский просветитель Гельвеций считал, что на духовную жизнь человека влияют четыре основных страсти: в детстве – чревоугодие, в юношестве — вожделение, в зрелом возрасте – честолюбие, и в старости — скупость. Гельвеций называл безумными тех людей, которые стремятся укротить свои страсти, ведь без страстного желания невозможно достичь чего-то.
Религиозные учения тоже рассматривают страсти как предмет своего изучения. Понятие страстей в религии имеет отрицательный оттенок, и потакание своим страстям считается греховным поведением. Человек должен избавляться от страстей, потому что они мешают ему развиваться духовно и заставляют грешить. Потакание своим страстям считается недостойным для верующего человека поведением.
Философы рассматривают страсть как чрезмерное, неестественное желание чего-то или потребность в том, в чем на самом деле человек не очень нуждается. Если человек покоряется своим страстям, то его воля становится плотской, самолюбивой. Дух уподобляется плоти, становится пассивным, следует за увлечениями тела.
Перечень человеческих страстей:
- Гордыня.
- Тщеславие.
- Самолюбие.
- Отчаяние.
- Леность.
- Чревоугодие.
- Сладострастие.
- Печаль.
- Уныние.
- Малодушие.
- Скорбь.
- Ненависть.
По мнению средневековых мыслителей, все эти чувства являются проявлением греха. Борясь с ними, человек тем самым становится духовно сильнее и ближе к божественному началу.
Можно сделать вывод, что страсти способны как положительно, так и отрицательно влиять на человека. Например, самолюбие может помочь личности самосовершенствоваться, помогает стремиться к высоким достижениям, но также способно делать человека эгоистичным, считающимся только с собственными интересами. Поэтому важно научиться понимать себя, правильно толковать свои желания и эмоции, и тогда страсти не смогут руководить человеком, а станут верными помощниками на пути к счастливой жизни.