Лонгитюдное исследование развития детей
Вопрос взаимосвязи генетических и социальных предпосылок в развитии человека давно волнует психологов, социологов, педагогов и представителей других наук. В связи с необходимостью детального изучения этого вопроса в российском Международном центре исследований человека совместно со специалистами-психологами Томского государственного университета началось масштабное исследование процесса развития ребенка, посвященное наблюдению за последовательными этапами развития личности, начиная с момента зачатия и до шестилетнего возраста. Этот проект является для России совершено новым и уникальным. Таких скрупулезных исследований в сфере психологии развития раньше не проводилось.
Руководитель Центра Ю. Ковас рассказывает: «Мы намерены наблюдать процесс развития ребенка, начиная с периода внутриутробного развития, и заканчивая наступлением школьного возраста. Такое масштабное исследование позволит нам детально изучить все факторы, влияющие на развитие личности, включая и биологические, и социальные составляющие. Мы сможем установить, как генетические детерминанты и социальная среда влияют на становление личности».
Процессы взаимовлияния генов и среды являются достаточно сложными. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий среды обитания одни и те же гены могут развиваться по-разному, активизируя, или, наоборот, тормозя некоторые процессы развития. То, как именно происходит это взаимное влияние, и как можно его откорректировать в процессе развития, и собираются исследовать ученые. Кроме того, для исследователей важно установить, какой именно фактор является определяющим во влиянии на человеческую личность – генетические склонности, унаследованные от родителей, или влияние семейного воспитания и социальных условий развития. Показатели развития, на которых ученые собираются сосредоточить свое пристальное внимание, это познавательная сфера ребенка, его психическое и физическое здоровье, способность к обучению и многое другое.
Ученые собираются подтвердить предположение о том, что раннее развитие играет ключевую роль в дальнейшем становлении личности. Ведь представители биологической и психологической дисциплин давно сошлись на утверждении, что именно в первые пять-шесть лет жизни закладываются основы характера, способности, показатели здоровья, жизненные ориентиры и мировоззрение человека. Популярное в наше время направление под названием «раннее развитие ребенка» призвано помочь родителям и воспитателем максимально эффективно развивать заложенные природой способности ребенка.
В первом этапе эксперимента исследователи планируют задействовать шестьсот семей, которые ожидают пополнения в семье. У половины из этих пар зачатие состоялось в результате искусственного оплодотворения. В дальнейшей перспективе – увеличение числа наблюдаемых семей до нескольких тысяч. В проекте будут наблюдаться семьи из разных регионов страны, с разным социальным статусом и уровнем доходов, что обеспечит максимальную достоверность результатов.