Чему учат нас сложные моменты нашего детства?
Что первое приходит вам на ум, когда вы вспоминаете о своем детстве? Почему некоторые детские воспоминания весьма болезненны, даже когда речь идет о счастливых и благополучных семьях?
Американские психологи задали группе молодых взрослых людей вопрос: «Какой случай наиболее запомнился вам из ваших взаимоотношений с родителями?» Вероятнее всего было бы предположить, что опрашиваемые вспомнят о теплых семейных праздниках, отдыхе, днях рождения и тому подобное. Но оказалось совсем наоборот. Наиболее распространенные ответы содержали воспоминания о случаях, когда дети неправильно себя вели, и их за это наказывали.
Когда ученые задали параллельный вопрос родителям: «Что первое приходит вам на ум, когда вы думаете об отношениях с вашими детьми?» Результат был удивительно похож. Психологи выслушали немало историй о проступках и плохом поведении детей. Даже странно, но родители и дети улыбались, когда они предавались этим воспоминаниям.
Почему мы запоминаем в основном именно неудачные моменты взаимоотношений с родителями? Ответ довольно прост. Наиболее важным признаком родительской любви являются запреты. Когда малыши пытаются играть опасными предметами, погладить уличное животное, есть с немытыми руками, родители кричат «Нельзя!». Конечно, это случается потому, что родители искренне заботятся о безопасности и здоровье малыша. Мы наших детей терпеть разочарование, чтобы помочь им осознать, что мы не всегда можем получить то, чего мы хотим.
Когда мы растем, мы одновременно любим и ненавидим своих родителей. Мы ненавидим их, когда они выключают в нашей комнате свет перед сном. Мы ненавидим их, когда они делают нам выговор за ложь, воровство, плохую оценку или драку с братом. Ненависть может показаться вам слишком сильным словом в этом случае , но вспомните, какую сильную ярость вы чувствовали, когда ваши родители говорили вам «нельзя».
Но после проступка всегда следовало примирение. Мы учились говорить, что мы сожалеем, и заглаживать свою вину.
Любовь между родителями и детьми является противоядием от чувства вины. Эта перетасовка эмоций, которая повторяется с самого раннего детства вплоть до подросткового возраста, является основополагающей. Мы понимаем, что человек может поступать и хорошо, и плохо, любить и заслуживать гнева одновременно.
Родители иногда ведут себя слишком строго. Придя домой с работы усталыми и перегруженными, мы кричим на малыша, требующего нашего внимания, или ругаем подростка, который не поставил грязную посуду в раковину. Мы не всегда можем быть совершенным. Как и наши дети, мы тоже можем вести себя и хорошо, и плохо.Это процесс, через который проходят все родители и дети. Это смесь чувства вины, извинений и прощений. Конечный результат очень важный: мы узнаем, как нужно хорошо вести себя с другими. Мы учимся отвечать за наши ошибки. Мы узнаем, что наш гнев или неправильное поведение не является чем-то окончательным, что мы всегда можем что-то исправить. Мы учимся заботиться о чувствах других людей.
Короче говоря, мы учимся быть моральными. Нравственность не есть исключительно религиозным понятием, это нормальная часть человеческого развития. Через похвалы и порицания от наших родителей, мы узнаем основы нравственного поведения.
Вот почему, несмотря на то, что положительные, мирные, счастливые моменты нашего детства очень важны, они не сравнятся с моментами урегулирования конфликтов. В конце концов, если мы не можем договориться, мы никогда не сможем по-настоящему облегчить способность исправлять свои ошибки. Жизнь только с чувством вины вредит нашей самооценке, чувству собственного достоинства и нашей фундаментальной способности нести ответственность за свои действия.