Лидерство — это врожденное качество, или его можно в себе воспитать?
Это самый основной и наиболее часто задаваемый вопрос о лидерстве. Если основываться на научные психологическе факты, то самый вероятный ответ – лидерство является приобретенным качеством. Те есть можно развить в себе черты настоящего лидера. Это сложно и требует значительных волевых усилий. Но веди и работа, выполняемая руководителями организаций, военных блоков или даже целых наций, тоже фантастически сложная. Ожидать, что человек может родиться со всеми качествами, необходимыми, чтобы эффективно управлять другими, просто не имеет смысла на основе того, что мы знаем об особенностях психологии отдельного человека и целых социальных групп.
Тот факт, что лидерские качества можно развить в себе самостоятельно, означает, что в принципе любой человек, желающий достичь цели и имеющий достаточно силы воли, чтобы работать над собой, может добиться успеха. Сейчас даже существуют специальные тренинги и программы по подготовке будущих лидеров, и начинаются многие из них еще с детского возраста.
Но для настоящего лидера важно иметь некоторые врожденные характеристики, которые служат своего рода фундаментом и предрасполагают людей, чтобы стать настоящими лидерами. Что представляют собой эти врожденные качества?
Исследования психологов показывают, что главным из таких качеств является экстраверсия – направленность личности не на себя и свой внутренний мир, а на общение с окружающими. Настоящий лидер не должен испытывать трудностей в общении, он должен уметь эффективно взаимодействовать со всеми, кто его окружает. Это качество особенно важно для получения руководящих должностей и эффективности лидера. Существует также некоторые свидетельства, что смелость, напористость и рискованность также выгодны для лидеров. Лидеры также должны быть умными, чтобы уметь вовремя проанализировать ситуацию и найти правильные стратегии действий. Интеллект связан с руководством, но он включает не только общий IQ, но и показатель социального интеллекта — понимание социальных ситуаций, взаимодействий и процессов. Этот компонент интеллекта является даже более важным для руководства, чем ум в целом. Наконец, сочувствие, или способность понимать эмоции других и сопереживать им, также является выгодным качеством для лидеров. Как отметил психолог Бернард Басс, автор учения о лидерстве: «Лидер должен быть в состоянии знать, чего хотят последователи, когда они этого хотят, и то, что мешает им получать то, что они хотят.»
Означает ли это, что интроверты, люди со средним социальным интеллектом, или те из нас, кто не особенно склонен к сопереживанию, не смогут стать хорошим лидером? Конечно, нет. Помните, лидерами становятся, а не рождаются. Так что, если вы стремитесь к руководящей позиции, то вам необходимо заняться саморазвитием.
В последнее время возник огромный интерес к вопросам психологии лидерстви способам развития лидерских качеств, и особенный акцент на важности саморазвития для лидеров. Вместо того, чтобы участвовать в дорогостоящих тренингах развития лидерства, вы можете разработать для себя свою собственную программу саморазвития, пользуясь рекомендациями известных психологов и менеджеров по развитию.