Выбор профессии: на что стоит обратить внимание?
Здравый смысл подсказывает, что люди должны выбирать свою карьеру на основе их сильных навыков, и развивать эти навыки на основе выполняемой ими работы. То есть логично будет предположить, что молодому человеку, выбирающему свой профессиональный путь в жизни, следует в первую очередь проанализировать, какие сферы знаний ему даются легче всего, и избегать тех, которые для него являются сложными.
Однако американские психологи провели исследование, которое способно полностью опровергнуть этот общепринятый стереотип. Они взяли интервью у 34 профессионалов в различных сферах и обнаружили абсолютно противоположную тенденцию. Некоторые участники опроса рассказали им, что они были привлечены к своей карьере не потому, что эта деятельность давалась им легче всего, а по противоположной причине, потому что они хотели делать то, что ранее было им незнакомо, бросив вызов самим себе.
Это натолкнуло психологов на исследование того, как профессиональное мышление варьируется у разных людей. К примеру, один из опрошенных первоначально изучал биохимию и неврологию, и в погоне за своим увлечением, исследованием биохимии белка, работал в химических лабораториях в течение примерно десяти лет. В то время как он все еще посвящал свою работу изучению неврологии, он увлекся литературой. Он покинул лабораторию, чтобы заработать докторскую степень в области сравнительной литературы и с тех пор вел междисциплинарные курсы по литературе и природоведению, сначала в Университете Хофстра, а потом в университете Эмори. Его исследования и преподавательская работа держали его в контакте с учеными, историками, литературоведами, писателями и художниками; его студенты получали возможность в комплексе изучать гуманитарные и естественные науки.
Ученых заинтересовало то, что в своей карьере этому человеку удалось совместить, казалось бы, несочетаемые сферы – точные науки и литературу, относящуюся к области гуманитарных сфер знаний. Они задумались над проверкой классической концепции о том, что для каждого человека сильной стороной может являться определенная сфера знаний, тогда как другие даются ему не так хорошо. К примеру, традиционно считается, что люди, успешные в изучении математики, не так сильны в гуманитарных науках, и наоборот, к примеру, поэты вряд ли смогут успешно справляться с математическими формулами. Американские исследователи решили проверить, так ли это на самом деле.
С самого начала они заметили противоположные предположения людей о своих сильных и слабых сторонах. Для целей своего исследования они определили мышление как сознательный опыт рассуждений, решения проблем, памяти и воображения. Большинство процессов умственной деятельности проходят в бессознательном состоянии, но команда психологов хотела узнать, как люди индивидуально варьируются в своей умственной деятельности.
Для этого они попросили людей, которые в значительной степени разнообразны в своих интересах, ответить на такие вопросы: «Что захватывает ваше внимание?», «Какие ощущения преобладают в вашей памяти?», и «Когда вы учились в школе, как бы вы выполнили это задание?».
Среди опрошенных были уважаемые ученые, авторы, дизайнеры, художники и один танцор фламенко. Из результатов интервью психологи создали словесные «портреты», предназначенные для создания целостного образа каждого участника. Чередуя высказывания опрошенных с лабораторными данными, они пытались создать диалог, в котором одаренные мыслители и исследователи проливали свет на работу друг друга. Результаты представлены в переосмыслении мысли: в умах ученых и творческих художников.
Опрос начинался с вопросов о трудных для участников предметов во время их школьного и дальнейшего обучения: «Какой предмет был самым трудным из всех, которые вы когда-нибудь изучали?». Экспериментаторы уточняли, что они не имеют в виду эмоциональные уроки жизни, но академические предметы или физические навыки. Они сосредоточились на том, как каждый человек описал свой внутренний мир, а не на том, как много людей откликнулись на конкретные направления. Тем не менее, исследователи были поражены количеством участников, которые в качестве своих слабых сторон в прошлом назвали именно те сферы, в которых им удалось добиться больших профессиональных успехов. Известный переводчик и литературовед назвали чтение одним из самых сложных для них предметов в начальной школе. Уважаемый невролог назвал себя «безнадежным» в математике и сказал: «Я никогда не думал, что смогу добиться хоть каких-то результатов в точных науках».
Математика и иностранные языки возглавили список предметов, которые люди считали наиболее сложными. Но среди девяти участников, которые назвали математику трудным предметом, шесть стали уважаемыми учеными именно в этой сфере. Те, кто в школе «боролся» с иностранными языками, стали видными литературоведом, писателем и поэтом.
Результаты этого качественного исследования бросают серьезный вызов классификации любого человека как «гуманитария» или технической направленности. Но в первую очередь они ставят под сомнение идею, что люди ищут себе профессию в тех сферах, которые считаются для них более легкими.
«Я хочу заниматься тем, что для меня сложно,» сказал Дэвид Кракауэр, который руководит Институтом Дискавери в Висконсине. «Вещи, которые мне легко понять, меня не интересуют. Намного интереснее заниматься тем, чего я не знаю и что дается мне с определенным трудом». Для некоторых творческих людей, стремление освоить навыки, которые сначала ускользают от них, мотивирует их на более быстрые успехи.
В сочетании с упорством, привлечение к психическим сферам, которые для человека являются еще неосвоенными, работа над собой может привести к чрезвычайно высоким результатам. Очень важно изучать не только то, что легко дается, но то, в чем реализовать себя гораздо труднее. Непонятные интегралы или странные закорючки на бумаге могут активизировать те модели мышления, которые ранее были недоступными для человека. Шестилетний малыш, который никак не может научиться читать, может в будущем стать блестящим переводчиком, и студент, который никак не может понять математику, может в будущем доказать сложнейшую теорему.