Как самоконтроль влияет на моральность человека?
Какова взаимосвязь между самоконтролем и моралью? Это справедливый вопрос. В новом исследовании американские психологи Рой Баумейстер и Наваль Aльхамби заявляют, что невысокая моральность и отсутствие самообладания способствуют аморальным и неэтичным действиям. Для многих людей это может быть обнадеживающим сообщение, потому что он отражает основы народной психологии. Это может объяснить, почему иудео-христианская традиция, которая влияет на формирование моральных чувств на Западе, энергично и неуклонно приравнивает безнравственность с неспособностью подавлять поведение, которое может отвечать желаниям человека, но выглядит отвратительно в социальной группе и перед лицом Бога. Многие из запрещенных видов поведения приносят человеку удовольствие: обжорство, употребление алкоголя, сексуальные извращения, а другие виды поведения связаны с нарушением прав собственности: кражи, прелюбодеяния (которые древние люди истолковывали как нарушение исключительного права мужа на свою жену). С этой точки зрения, цивилизованный человек должен научиться держать личные желания в узде. Если это удастся, то это поведение будет не только приемлемым для общества, но также дарит перспективу долгой и здоровой (только несколько скучной) жизни [и загробной жизни]. Ученые сделали некоторые выводы на основе своих исследований:
1. Моральность и добродетель зависит от самообладания, чтобы переопределить безнравственные импульсы, так как низкий самоконтроль может ухудшить моральные действия.
Это утверждение весьма ограничительно; оно предполагает, что моральное достоинство по определению состоит из ингибирования аморальных побуждений, и что только осуществление самоконтроля может обеспечить это торможение.
2. Моральные нормы часто зставляют людей делать вещи, которые наносят ущерб их личным интересам, расширяя даже самые основные цели выживания и размножения.
Это утверждение предполагает сильные взаимоисключающие отношения между личным интересом и моралью. Подразумевается, в сочетании с пунктом 1, что самоконтроль не осуществляется в интересах личности, но только в интересах группы.
3. Почему люди превращаются в моральных существ, если требуется преодоление импульсов к действиям, которые повысили бы воспроизводство? Ответ почти наверняка состоит в том, что моральное действие в большинстве случаев улучшает выживаемость и размножение с помощью других, более масштабных маршрутов — особенно в принятии ценностей социальных групп, в том числе культурных обществ.
Здесь конфликт интересов между собой и группой исключается, так как общие интересы сходятся в долгосрочной перспективе. Моральный кодекс общества более целесообразен, чем индивидуальный. Часть того, что делает это заявление верно, то, что награды и наказания за моральное и аморальное поведение, соответственно, находится в руках группы.
4. Люди могут иметь совесть, но они также имеют более основные импульсы делать то, что приносит немедленную выгоду. Отсюда выполнения морально добродетельных действий, как правило, требует от человека преодолеть эти эгоистические наклонности. Самоконтроль – то, что позволяет людям переопределить импульсы и сделать что-то еще, особенно то, что более высоко ценится. Самоконтроль, таким образом, имеет жизненно важное значение для нравственности, потому что это внутренний процесс, который позволяет людям противостоять импульсам и преодолеть эгоизм так, чтобы действовать в морально желаемые способы. В важном смысле, самоконтроль является психологической основа добродетельного действия, и нравственность будет неэффективной без него.