4 стиля привязанности
В основу своей теории привязанности Джон Боулби положил наработки детского психоаналитика Дональда Винникотта. Дети лишены возможности выбирать к кому им привязываться, они должны подстраиваться под обстоятельства, чего нельзя сказать про взрослых. Что бы те не говорили или не думали, уже научно доказано, что даже те люди, что не отличаются особой чуткостью, испытывают привязанность к окружающим их людям. Между этими привязанностями есть непосредственная связь — те, что возникли в детском возрасте могут во многом влиять на жизнь в будущем.
Психологи описывают четыре вида привязанности, каждый из которых создает определенны стиль отношений.
Первый вид привязанности получил название безопасной в силу её характеристик. Человек может быть эмоциональным, но в меру. Такие ощущения не берут над ним верх. Процесс общения и время, проведенное на едине с собой приносит ему точно такое же удовольствие. Такой тип привязанности формируется у детей. Они точно знают, что в нужный момент взрослы е окажутся рядом и смогут во всем оказать нужную помощь. Они могут не испытывать зависимости, но при этом наслаждаются близостью с объектом привязанности.
Если потребности ребенка не удовлетворять, то у него может сформироваться небезопасная привязанность. Точно такую же реакцию можно наблюдать и в случае отсутствия ответа на призывы ребенка. Как результат, он боится обратиться к кому-то за оказанием помощи и всячески старается избегать близких отношений.Он все силы бросает на то, чтобы сделать вид, что не боится привязанности, поскольку боится остаться отвергнутым. За маской безразличия скрываются такие эмоции как страх отвержения и горе.
Тревожная привязанность становится результатом непредсказуемого стиля поведения взрослого. Он относится к ребенку в зависимости от своего настроения и в любой момент может из ласкового стать грубым. Ребенок боится быть отвергнутым, показаться навязчивым, его грызет ревность, а эмоции внутри просто не дают покоя. Он старается защитить себя и старается отстранить от себя всех. Но не проходит много времени, как все начинает повторяться. Для такого ребенка нет устойчивых чувств. Даже в присутствии своих родителей они боятся посторонних. Но и родителя они боятся не меньше, поскольку его поведение непредсказуемое.
Если взрослый относился к детям с особой неприязнью, позволял себе насмехаться из мечтаний и желаний ребенка, не становился для него надежной опорой, то у такого ребенка может развиться опасливая привязанность, которую можно назвать самой страшной среди всех представленных. Ребенок боится как близких отношений, так и состояния полного одиночества. Он очень нуждается в том, чтобы получить моральную поддержку и крайне болезненно переживет то, если его отвергнут. Таким детям будет тяжелее всего утвердиться во взрослой жизни, поскольку во многом они откажут себе из-за вечного страха того, что у них не получится и они останутся отвергнутыми.