Поздняя любовь — существует ли она?
Когда мы говорим о любви, то обычно имеем в виду романтические отношения между парой молодых людей. Негласно принято считать, что любовь – удел молодости, а в более зрелом возрасте, особенно после 50, о страстных чувствах речь идти не может. Но так ли это? Действительно ли люди пожилого возраста не способны испытывать это романтическое чувство столь же ярко, страстно и остро, как его переживают в более молодом возрасте?
Делия Эфрон, одна из самых популярных публицистов США, недавно опубликовала трогательное эссе в The New York Times о своем обретении страстной, заботливой и прочной любви, когда она этого меньше всего ожидала. Когда они встретились с избранником, она и ее будущий муж Питер уже приближались к семидесятилетию и оба пережили потери и горе. Г-жа Эфрон похоронила своего любимого мужа в возрасте 54 лет, а также ее сестру Нору. Питер, мужчина, с которым у нее были три свидания, когда ей было 18, похоронил свою жену.
Они оба быстро поняли благословение романтической любви в любом возрасте. Эмоциональное эссе г-жи Эфрон способно вдохновить всех нас на дальнейшие размышления об обнаружении и особенно проявлении любви по мере старения человека.
Какие изменения происходят в романтической любви по мере того, как мы стареем?
Ключевой вопрос старения: наши приоритеты меняются. Исследовательская программа психолога Лауры Карстенсен показывает, что с возрастом мы переходим от озабоченности чисто инструментальными отношениями, которые являются преходящими, например создание карьеры, к построению семейной жизни, чтобы оценить отношения и переживания, которые приносят нам радость, утешение или чувство собственного достоинства, возможно, смысл жизни. Мы становимся счастливее. Госпожа Эфрон познакомилась со своим вторым мужем еще в юности, но не смогла оценить его. Лишь к семидесяти годам она увидела в нем то, чего не смогла разглядеть раньше. Это произошло благодаря накопленному опыту, зрелости и житейской мудрости, которых в юности у нее не было. На этот раз, спустя 54 года, она и Питер были готовы к отношениям. Молодость тянется к острым ощущениям и влечению. Поздняя зрелость позволяет сполна оценить личность, душу человека.
Мы можем стать готовыми делать то, что мы не могли себе представить, что мы когда-либо будем делать — расти, измениться, снова полюбить. В ситуации г-жи Эфрон она посетил Гранд-Каньон, повторно выйдя замуж. Это была ее давняя мечта, на которую раньше не находилось времени. Любовь может подтолкнуть нас к изучению новых путей для роста, открывая те части нас самих, которые мы отложили «на потом», и которые не имели места в нашей прежней жизни.
Как старение меняет способы проявления любви?
Мы можем рисковать, на что не отважились бы раньше. Мы знаем, что сожаления могут быть более болезненными, чем «неудачи» или «разочарования». Мы лучше узнаем нашу импульсивность и когда она вызвана желанием избежать ситуации или эмоций, которые нам не нравятся, или когда нас соблазняет блестящая безделушка или возможность обрести болезненный урок.
Мы можем различать эту импульсивность и те импульсы, которые происходят из глубины, из наших сердец, наших душ. Пожилой возраст позволяет «перевести дух», ощутить опыт паузы, чтобы размышлять о невидимом измерении любви, о значении времени. Следствием этого является размышление, новая перспектива, способность распознавать уникальный резонанс другого человека в своей душе.