Психология неравного брака
После свадьбы знаменитого мужа и его более молодой жены, освещение в средствах массовой информации неизменно фокусируется на резкости несоответствия возрастной разницы. Является ли это браком Джорджем Клуни (56 лет) и его 18-летней жены Амал, или союзом Дональда Трампа (70 лет) со своей первой леди, Меланией (47 лет), комментаторы становятся психоаналитиками, предполагая, что младшая женщина в своем более зрелом муже явно ищет отца.
Хорошо известно, что мужчины склонны заключать браки с более молодыми женщинами, чем они сами, что приводит к все более неуравновешенным отношениям, когда вы переходите в более старшие и пожилые возрастные группы. Мужчины имеют более низкую продолжительность жизни, чем женщины. Разница в возрасте до 10 лет, как правило, не бросается в глаза, но по мере того, как этот разрыв приближается к 20, все начинает выглядеть немного менее сбалансированным. Когда мужчина достаточно взрослый, чтобы быть отцом данной женщины (или наоборот, для пожилых женщин), общественное мнение начинает переходить от принятия к скептицизму.
Психологи из Университета Св. Марии (город Галифакс) Сара Скантельберри и Даррен Фаулер изучили феномен «отношений с разрывом в возрасте» с эволюционной точки зрения, отметив, что такие пары имеют преимущества с точки зрения выживаемости видов. С этой точки зрения мужчина средних лет или старше, связанный с молодой женщиной, получает гарантию, что у него будет иметь потомство в старшем возрасте, чем это было бы возможно с женщиной, которая является его ровесником по возрасту, но сейчас находится в позднем детородном возрасте. В этой структуре есть некоторые предположения, что люди ведут себя таким образом, чтобы гарантировать будущее вида, а не действуют в ответ на социокультурные влияния. Этот аргумент контрастирует с социокультурной перспективой, в которой предлагается, что негативные отношения, связанные с возрастом, заставляют пожилых женщин считаться менее физически привлекательными для потенциальных партнеров.
Социокультурная перспектива для понимания союзов пожилых мужчин и молодых женщин объясняет не только то, что молодая женщина кажется физически более привлекательной для стареющего мужчины, но что пожилой мужчина представляет социально ценные атрибуты, которые заставляют его младшего партнера хотеть связать судьбу с ним. С возрастом мужчины могут приобретать большую власть и обладать большей собственностью, финансовыми и другими активами. Старшие мужчины, в которых больше всего заинтересованы молодые женщины, обладают финансовым благополучием. Они готовы предоставить некоторые из этих финансовых преимуществ своим женам. Эти более пожилые люди, сопровождая своих младших, красивых и свежих спутниц, считают, что благодаря им получат еще больше энергии и статуса.
Скантельберри и Фаулер хотели исследовать, правда ли, что женщины в таких парах ищут «отца» по психологическим причинам. Поскольку эти отношения более распространены, когда они связаны с пожилыми мужчинами и более молодыми женщинами, авторы не проводили аналогичное исследование «фигур мамы». Если верно, что молодые женщины в таких отношениях ищут отцовских фигур, тогда можно ожидать, что они имели бы неадаптивные отношения со своими отцами, которые играют важную роль в выборе партнера во взрослой жизни.
Основой, которую исследователи использовали для проверки этого предложения, является теория привязанности. Согласно концепции теории привязанности, отношения взрослых людей отражают то, как их воспитывали их родители. Предполагается,что о женщинах, нуждающихся в отце, плохо заботились их родители, что отражается на их постоянном поиске безопасности со стороны более старшего мужчины.