Тактики развития творческого мышления
Многие из нас боятся перемен в своей жизни. С одной стороны, это понятно, ведь изменения могут нарушить привычный уклад нашего существования. Кроме того, неизвестность всегда пугает. Однако что будет, если мы взглянем на перемены с другой стороны: как на способ обретения новых шансов и возможностей?
В меняющихся обстоятельствах существует потенциал для шанса. Это прекрасная возможность для творчества и счастья, и вы можете использовать его. Случайность, творчество и счастье — это темы, близкие нашему жизненному опыту и легко понятные. Люди часто путают шанс с невероятностью, неправильно признают творчество гениальным и считают, что счастье — это ваша личная ответственность или (иногда «и»), что вы ничего не можете с этим поделать. Сегодня мы фокусируемся на взаимосвязи между шансом и творчеством, оставляя его на более позднем этапе, чтобы показать, что оба они оказывают благотворное влияние на счастье.
Психологический вопрос: как мы меняем, расширяем и освобождаем восприятие и познание, так что появляются непривычные, новые варианты и возможности? Один из способов сделать это — увеличение ритуала и привычки. Конрад Лоренц, Б. Ф. Скиннер, Зигмунд Фрейд, среди прочего, придерживались строжайшего ежедневного графика, когда занимались развитием творческой мысли. И у них это получалось. Другой способ — сохранить иерархию умственных ассоциаций плоской, чтобы активация могла распространяться с небольшим сопротивлением. Еще один способ – использовать каждый неожиданный шанс, так сказать. Эта стратегия сочетает в себе элементы прямых контр-движений с установленным обычаем или ритуалом и с истинной случайностью.
Творческий процесс дает структуру тому, как происходит творческий продукт. Творческий процесс — это продвижение идеи от абстрактного к конкретному, приход к творческому продукту, который является одновременно новым и полезным. Воспитание творческой практики усиливает творческий процесс. Творческие практики создают условия для «появления музы».
Творческие практики очень похожи на ритуалы, которые можно определить как содержательное поведение, обычно привычное и повторяющееся со временем. Это поведение, которое может или не может быть непосредственно связано с заданием, но тем не менее может создать условия для появления новых идей. Эти практики могут происходить в значительном месте или через значимую встречу. Они могут включать ритуализированное поведение, например, писать в вашем любимом кафе или обедать вместе с группой друзей, чтобы совместно исследовать новые идеи. Цель этих ритуалов, если мы можем называть их так, помимо их собственной внутренней ценности, заключается в том, чтобы открыть новые способы увидеть ситуацию и создать условия для новых подходов к постановке проблемы или заданию вопроса.
Такими видами творческой практики являются, в частности, методы культивирования расходящегося мышления, которые являются способностью придумывать множество разных идей. Мозговой штурм и идеи воплощают разное мышление, а когда они искусно используются, открывают новые, необъяснимые возможности, которые могут быть доработаны и развиты по мере продвижения процесса к продукту.
Но ритуалы также могут препятствовать творчеству, становясь слишком постоянными с течением времени, возвращая нас в одно и то же место снова и снова, когда мы действительно хотим получить что-то новое. Поэтому критика и переосмысление также необходимы в качестве дополнения к таким ритуалам, которые структурируют то, как мы движемся в нашей повседневной жизни.