Что такое «личность»?
Философы, психологи и простые люди заинтересованы в насущном вопросе: кто мы? Что представляет собой человеческая личность? Традиционный философский ответ, найденный Платоном, Кантом и многими религиозными мыслителями, в том, что личность — это бессмертная душа, которая превосходит физическую оболочку тела. Некоторые философы, которые отвергают этот метафизический взгляд, развернулись в другом направлении и вообще отвергли идею личности. Дэвид Хьюм сказал, что личность — не что иное, как совокупность восприятий, и Дэниел Деннетт отверг «я» как просто «центр отрицательной гравитации». Напротив, многие психологи очень серьезно восприняли понятие личности и подробно обсудили огромное количество важных личностных явлений, включая самоидентификацию, самооценку, саморегуляцию и самосовершенствование. Возможно ли получить психологически интересное представление о личности, которое также согласуется с научным пониманием разума и мозга?
Современные психологи утверждают, что личность — это сложная система, функционирующая на четырех разных уровнях. Чтобы объяснить более 80 явлений о личности, нам нужно взглянуть на механизмы (взаимодействующие части), которые работают на четырех уровнях: молекулярном, нервном, психологическом и социальном. Наиболее знакомым является психологический уровень, применяемый к отдельным людям, где мы можем говорить о самооценках, которые люди применяют к себе, например, думать о себе как о экстравертном или интровертном типе, добросовестном или безответственном человеке и о многих других аспектах личности. Самооценки также включают другие аспекты, такие как пол, этническая принадлежность и национальность. Психологический уровень важен, но более глубокое понимание требует также учета как нервного, так и молекулярного уровней. На уровне нейронов мы можем думать обо всех этих понятиях, которые люди применяют к себе и к другим, как к способам передачи энергии в группах нейронов. Достаточно сложный учет нейронных представлений может объяснить, как люди применяют концепции к себе и другим, а также используют их в объяснительных целях. Мы используем понятия не только для категоризации людей, но и для объяснения их поведения, например, говоря, что кто-то не пошел на вечеринку из-за того, что был интровертом.
Переходя на другой уровень, мы можем посмотреть на релевантность молекулярных механизмов, чтобы понять, что делает людей такими, какие они есть. Личность и физический облик подвержены влиянию генетики, а также эпигенетики, так как наследуемые гены влияют на химические вложения, которые могут возвращаться к одному или нескольким поколениям. Доказано, что как эпигенетика, так и генетика важны для объяснения различных аспектов личности и психических заболеваний. Кроме того, на молекулярном уровне понимание отдельных характеристик личности требует изучения способов, в которые нейронные операции зависят от молекулярных процессов, таких как операции нейротрансмиттеров и гормонов.
Следовательно, личность — это многоуровневая система, не просто сводимая к генам или нейронам, возникающая из-за взаимодействия механизмов, действующих на нервных, психологических и социальных уровнях. Юм был прав, утверждая, что мы не можем непосредственно наблюдать за собой, но он ошибался, полагая, что реальность должна быть непосредственно наблюдаемой. «Я» — это теоретическая сущность, которая может быть выдвинута гипотезой, чтобы объяснить огромный массив важных психологических явлений. «Личность» очень сильно отличается от атомарного, трансцендентального, совершенно автономного «я», принятого дуалистскими философами, но она намного богаче и более объяснима, чем скептический взгляд философов, которые хотят полностью избавиться от понятия личности. Личность на самом деле существует, но как очень сложная многоуровневая система взаимодействующих механизмов.