Страх смерти: новые психологические данные
Смерть — это главное негативное событие жизни любого человека. Это действительно страшно. Смерть вызывает чувства страха, страдания, беспомощности, безнадежности и печали. По мере старения и постепенного приближения к этой черте мы ожидаем только худшего.
Но увлекательное новое психологическое исследование утверждает, что этот процесс не так негативен и, возможно, более позитивен, чем мы себе представляем.
Как сообщалось в номере журнала Psychology Science за июнь 2017 года, Курт Грей, доктор философии, и его коллеги из Университета Северной Каролины изучали эмоциональную жизнь людей, которые умирают от терминального рака, амиотрофического бокового склероза или казни. Язык предлагает богатое понимание эмоций, и исследователи воспользовались этим фактом. Они изучали сообщения, записи в блогах, стихи и последние слова от тех, кто сталкивался с неизбежной смертью. Этот язык был сравнен с языком здоровых людей, которые просто представляли себе их неизбежную смерть. Участников-добровольцев просили проанализировать эмоции, переданные в повествованиях, но они не знали, были ли суждения, которые они оценивали, получены от человека, которому грозит смерть, или от человека, ишь воображающего, как это будет выглядеть.
В каждом сравнении смерть выглядела более положительной или менее негативной, чем люди ожидали. Например, не-пациенты использовали более негативные слова в своих мнимых сообщениях, чем пациенты с неизлечимыми болезнями. Сообщения в блогах пациентов также были более позитивными, чем сообщения от пациентов без смертельных болезней. Кроме того, положительные слова в сообщениях блога пациента, которые могут кодироваться с течением времени, возрастают по мере приближения к смерти.
Эти находки более заслуживают доверия, потому что они были воспроизведены также среди совершенно другой категории людей и в диаметрально иной ситуации — среди людей, приговоренных к смертной казни в США за совершенные ими особо тяжелые преступления. То есть последние слова приговоренных к смертной казни также были более позитивными и менее негативными, чем предполагаемые последние слова не-заключенных. Кроме того, последние слова заключенных, приговоренных к смертной казни, были менее негативными, чем поэзия, созданная заключенными, которые не сталкивались с неизбежной смертью.
Эти результаты интригуют. Было бы увлекательно узнать, какие процессы предшествовали усиленной позитивности и уменьшению негативности у людей, которые умирают. То есть, какие эмоции развивались в течение нескольких месяцев и лет после того, как пациенты и узники тюрем узнали о своей судьбе, поскольку время до смерти приблизилось?
Ученые, организовавшие исследование, сделали вывод, что смерть может быть не такой страшной, как мы боимся.
Бенджамин Франклин прекрасно сказал: «В этом мире нет ничего определенного, кроме смерти и налогов». Возможно, смерти не следует бояться, а нужно отнестись к ней как к чему-то столь же закономерному, как налогоообложение.