Почему мы так охотно верим фейковым новостям?
Наш век – эпоха «фейковых» новостей. В средствах массовой информации и в интернете (а также, безусловно, в устной форме в виде слухов) мы постоянно сталкиваемся с неправдивыми или преувеличенными новостями. Почему люди так склонны верить им? Почему фальшивые новости настолько правдоподобны, несмотря на то, что они часто просто нелепы? Новое исследование, проведенное психологом Гордоном Пенникуком из Йельского университета, помогает объяснить, почему так легко судить о поддельных новостях как о реальном факте.
Исследование расширяет работу над иллюзорным эффектом истины, который продемонстрировал, что знакомство увеличивает воспринимаемую точность правдоподобных утверждений, даже если они неверны. Это связано с тем, что мы когнитивно обрабатываем материал, который нам знаком, с гораздо большей легкостью, и эта методика впоследствии служит эвристикой (когнитивным методом решения проблем). Например, в одном исследовании было установлено, что, когда участники повторяют ложное утверждение, «хемосинтез — это название процесса, посредством которого растения производят свою пищу», они оценивают его как более точную, хотя они сообщили, что они знали правильный ответ.
Основываясь на этом труде, Пенникук и его команда провели серию из трех экспериментов, которые исследовали, может ли иллюзорный эффект правды объяснить феномен поддельных новостей. Суть исследования: Знакомство делает фальшивые новости кажущимися точными. купить мандалы для раскрашивания
В своем эксперименте Пенникук и его сотрудники изучили взаимосвязь между знакомством и воспринимаемой точностью новостей. С этой целью участники ознакомились с актуальными новостями. Пять историй были настоящими новостями, а пять — поддельными новостями (т. е. Пять предметов были фактически точными, а пять предметов были полной ложью). Поддельные заголовки новостей были сенсационными. Например, «Дональд Трамп отправил свой собственный самолет для транспортировки 200 многодетных морских пехотинцев» и «Агент ФБР, подозреваемый во взломе электронной почты Хиллари, найден мертвым». Команда использовала тот же формат, что и публикации на Facebook, то есть заголовок с соответствующей фотографией и строкой.
Затем участники оценили каждый заголовок как по знанию, так и по точности, и исследователи сравнили числа. Результаты были поразительными. В соответствии с ожиданиями, знакомые заголовки новостей были гораздо более восприимчивы к точности по сравнению с незнакомыми заголовками новостей. Более того, хотя реальные заголовки новостей обычно считались более точными, чем поддельные, знакомство было главным фактором в том, что участники оценивали знакомые фальшивые новости, чтобы быть более точными, чем незнакомые реальные новости.
Эти исследования помогают объяснить пагубную досягаемость поддельных новостей и то, как дезинформация может вкрадываться в наши воспоминания с такой тревожной легкостью. Как показывают результаты исследования, знакомство может порождать доверие. Хотя явное предупреждение о том, что новостной элемент может быть поддельным, в определенной степени помогло устранить проблему, нам явно нужно сделать больше, чтобы остановить распространение фальшивых новостей и лжи.