Освободите свое сознание от ложных стереотипов внешности
«В этом ты выглядишь прекрасно! Такая худая!» Вы наверняка слышали этот тип комментариев в любой ситуации, когда присутствуют две или более женщины. Превосходный комплимент – «такая худая!» Когда его произносят, обычно его слегка оттеняет зависть, как грозовая туча, выглядывающая сквозь облако восхищения. Психологи называют это «ревнивым комплиментом». Странно, но, сравнивая себя с окружающими нас людьми, даже не осознавая этого, мы решаем, как себя чувствовать по отношению к себе, исходя из того, как все остальные выглядят снаружи.
Для этого явления у социальных психологов есть название. В 1954 году Леон Фестинджер назвал его теорией социальных сравнений. По его словам, человеческая природа основывает свое собственное достоинство на том, какими являются люди вокруг нас. Если они кажутся немного лучше нас (то есть умнее или богаче), мы стараемся соответствовать этим стандартам в истинном стиле «не отставать от соседей». Если люди, с которыми мы ассоциируемся, кажутся недостижимо выше наших стандартов (т. е. миллиардеры или гении), мы склонны останавливать сравнение. зеркала букмекерских контор
Странным исключением из этого правила являются женщины и изображение тела. Когда мы сравниваем себя с нереалистичными идеалами красоты, которые мы видим в журналах или лично, мы продолжаем пытаться удовлетворить эти идеалы, даже если в глубине души мы знаем, что это невозможно. Подумайте о миллионах долларов, которые ежедневно тратятся во всем мире на косметику, пластическую хирургию, ботокс и диетические продукты, чтобы сделать себя стройнее и более похожими на модель. Это выходит за рамки того, что кажется рациональным.
Новая психологическая теория заключается в том, что Фестинджер никогда не мог предсказать это, потому что он жил до эпохи потокового Интернета и цветных телевизоров. У него не было бы возможности представить, насколько вредны эти влияния. Многие из нас потеряли чувствительность к сообщениям, которые мы наблюдаем и видим каждый день, и мы даже не начинаем понимать, что они медленно просачиваются в наши умы. Рассмотрим пример. Жители острова Фиджи были абсолютно наивными и простодушными людьми до появления современных американских СМИ в 1995 году. Именно тогда в регионе были включены первые телевизоры. Некоторые исследователи (Becker, Burwell, Herzog, Hamburg, & Gilman, 2002) посмотрели, что произошло дальше, и это было страшно. До введения телевидения коренные фиджийцы считали, что здоровые и пышные женщины прекрасны, и они не видели никакой необходимости в диете. Три года спустя у большинства населения были телевизоры, и 74% опрошенных женщин сказали, что они чувствуют себя «слишком полными или жирными». И 11,3% из них сообщили, что вызывают у себя рвоту после еды, чтобы похудеть. В общей сложности 77% опрошенных заявили, что телевидение повлияло на их образ тела, и многие из них заявили, что хотят больше походить на западных телевизионных персонажей.
Жители Фиджи научились чувствовать стыд и отвращение к тем особенностям, которые они считали приемлемыми до того, как медиа-образы проникли в их сознание. В нашей нынешней культуре мы не всегда можем контролировать изображения, которые вспыхивают на наших глазах. Мы можем, однако, контролировать, разрешаем ли мы СМИ и рекламодателям решать за нас, какие характеристики внешности являются красивыми. И мы можем помочь нашим друзьям, семье и нашим детям, привлекая внимание к вещам, отличающимся от того, как они выглядят снаружи. В следующий раз, когда вам захочется прокомментировать чей-то размер платья, попробуйте подумать и сказать что-то действительно значимое, например:
«Ты выглядишь сияющей от радости!»
«Ты сейчас так уверена в себе».