Личностное пространство и его границы
Если вы спросите себя, бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то нарушал границы вашего личного комфорта, вы несомненно сможете вспомнить хотя бы несколько таких случаев. Все мы достаточно чувствительны к пространственным нарушениям. Мы все это случалось с нами, будь то в лифте, в продуктовом магазине, в кассе или, возможно, во время разговора с людьми на работе. Обычно наша реакция — это дискомфорт, когда кто-то нарушает наше пространство. Мы можем не помнить разговор, но мы, конечно, помним пространственное нарушение и, видимо, очень долгое время.
По правде говоря, мы все чувствительны к пространству вокруг нас, и это основано на культуре и семье, а также на личных предпочтениях. Если вы выросли на Кубе или в Пуэрто-Рико или, если на то пошло, в большинстве стран Латинской Америки, вы можете спокойно стоять очень близко с другими людьми. Как близко, зависит от ситуации, и иногда это всего лишь несколько дюймов. Если это так, вы даже не заметите этого, однако, если вы вырасли в культуре, где рамки личного пространства иные, вам вряд ли понравится, если чужой человек приблизится к вам на столь малое расстояние. редуктор Ц2У
Есть много культур, где пространственные потребности больше. Многие западноевропейские страны (Великобритания, Германия, Швейцария) в своих культурных традициях предполагают обязательное соблюдение норм личностного пространства в общении с другими людьми. Но по мере того как мир становится более глобализованным, эти традиции также меняются. Это касается и России. Поскольку в наши дни в стране живет огромное количество иммигрантов, мы сталкиваемся со всеми видами предпочтений. Например, в уральской глубинке людям требуется больше пространства, чтобы ощущать себя комфортно, а если вы выросли в Москве, возможно, вам удобнее с людьми, которые стоят очень близко.
Почему это важно? Потому что мы ищем гармонию и психологический комфорт в других и в нас самих. И мы по собственному опыту знаем, насколько это неудобно, когда люди нарушают наше пространство; так что, когда они слишком близко, мы с трудом можем думать и сосредоточиться на текущих задачах. Это связано с тем, что пространственные нарушения заставляют нашу «лимбическую систему» готовиться к потенциальной угрозе. Буквально «лимбический захват» имеет место, чтобы иметь дело с пространственным нарушением, и поэтому мышление высокого порядка нарушается. Вот почему, когда кто-то стоит слишком близко к нам в очереди в супермаркете, мы не можем вспомнить пин-код на своей карте, или забываем ключи от машины, и если мы находимся в споре, то гораздо позже вспоминаем все умные доводы, которые мы должны были сказать. Пространственные нарушения, если они длится слишком долго или интенсивно (слишком близко), вызывают «лимбический захват».
С тех пор, как психолог Эдвард Холл представил нам термин «проксимика» и исследовал, как мы используем пространство, было много написано о нашем интимном пространстве, нашем личном пространстве, нашем социальном пространстве и нашем общественном пространстве. И были попытки кодифицировать некоторые из этих находок. Однако единой формулы комфортного расстояния между людьми в межличностном общении до сих пор не существует. Трудно сказать, на каком именно отрезке пространства начинается наше личностное пространство, вторжение в которое вызывает неудобства и дискомфорт. Это можно только почувствовать, и это полностью зависит от особенностей характера и воспитания человека.