Новые подходы в гуманистической психологии
«Теория разделения – новое, современное направление в западной гуманистической психологии. Она является интегративной даже за пределами смешения психоаналитических и экзистенциальных взглядов … Она рассматривает людей как невинных существ, а не разрушительных или коррумпированных, и тем самым отвергает психоаналитическую психологию в пользу экзистенциального взгляда на человечество. Ее связи с экзистенциализмом и гуманизмом — это принятие жизнеспособности появляющегося «я», наблюдения за озабоченностью людей смертью, и точка зрения, что стремление организма стать дифференцированной системой – неизбежно». (Ларри Битлер, «Борьба с деструктивными процессами мысли» (1997).
Теория разделения концептуализирует жизнь как серию событий разделения, которая заканчивается окончательностью смерти, окончательным разделением. Такой подход подчеркивает решающее влияние знаний людей о надвигающейся смерти на жизнь. Каждое последующее разделение предрасполагает к состоянию беспокойства и беспорядков. Результирующий страх компенсируется формированием фантазии или иллюзии связи, которую психологи называют фэнтезийной связью. Процесс фантазии успокаивает беспокойство и боль, но в целом также предрасполагает к дезадаптации.
Чтобы поддерживать фэнтезийную связь, дети склонны идеализировать свою мать или основного воспитателя за свой счет. Отвергая свои недостатки, дети приходят к выводу, что они плохие, недостойные любви или глупые. Этот процесс превращает их в себя, а затем формирует основу их самокритичной и самонадеянной самооценки. По сути, дети включают враждебные и негативные отношения своих родителей, которые были направлены к ним. Психологи описываю процесс дифференциации как нарушение с этими негативными родительскими интроектами и отход от фантазии и привыкание привязанностей, в то же время работая в направлении автономии и независимости.
Теория разделения объединяет психоаналитические и экзистенциальные системы мышления, демонстрируя, как ранняя межличностная боль и депрессивная тревога, а позднее и тревога смерти приводят к формированию мощной психологической защиты (Bassett, 2007). Эта защита пытается справиться и свести к минимуму болезненные переживания и эмоции, перенесенные в свои годы развития.Однако, как отмечалось, защитная адаптация имеет тенденцию становиться все более дисфункциональной.
Психоаналитическая теория подчеркивает важность бессознательной мотивации, объясняет, как межличностная травма ведет к формированию защиты, выявляет конфликт и конкуренцию в семейной системе, а также кровосмесительные тенденции, описывает уровни психосексуального развития и объясняет, как сопротивление и перенос входят в процесс терапии. Тем не менее, психоанализ не справляется с существенной ролью, которую играет страх смерти в жизни, и ее мощным воздействием на продолжающееся развитие личности.
С другой стороны, экзистенциальная психология фокусируется на понимании важности осознания смерти и смерти на личности, а также на других проблемах бытия, таких как индивидуация, автономия и трансцендентные цели. Однако экзистенциальная психология имеет тенденцию пренебрегать «низкими и грязными» психоаналитическими концепциями защитных механизмов, конкуренции и психосексуального развития. Собственно говоря, ни один подход сам по себе не является достаточным. Оба они необходимы, чтобы полностью понять развитие, мотивацию и поведение человека.